Не превратить бы в каторгу
Юлия Борта, «АиФ»: Юрий Владимирович, какая польза современным прагматичным детям от того, что они на звёзды и планеты будут смотреть?
Юрий Бобринев: На мой взгляд, сам по себе предмет очень полезный. По большому счёту механика, а за ней и вся современная физика, началась с астрономии. Древние учёные наблюдали за движениями планет и много интересного увидели именно таким образом. Например, знаменитый закон обратных квадратов — закон всемирного тяготения, был открыт благодаря наблюдению за движениями планет и попытке понять, а что там, собственно говоря, происходит. Наблюдая за спутниками Юпитера, люди впервые рассчитали скорость света, а в английском названии дней недели по сей день слышатся отголоски названий семи блуждающих небесных светил. Астрономия — это фундамент современной культуры, причем не только научной.
Но, кроме того, астрономия имеет ещё и очень большое мировоззренческое значение. Человек, который думает о Вселенной, задумывается о Мироздании. Для нашего общества, которое сейчас очень прагматично и сильно приземлённо, было бы полезно задуматься о том, что мир не ограничивается коммерческими и экономическими отношениями.
Если просто включить еще один обязательный предмет в учебный план, ученик, пытаясь «объять необъятное», начнет искать лазейки.
— Но реально ли это сделать, чтобы не дать детям просто ещё один скучный предмет?
— Добавление ещё одного предмета в школьную программу — это очень серьёзный вопрос. Прежде всего потому, что дети и так уже сильно загружены. Информация, которую получают школьники, сегодня совершенно другого уровня и объёма. Многие предметы школьной программы требуют гораздо более глубокого осмысления, чем это было 20 лет назад. С этим надо считаться. Надо учитывать и тот факт, во многих школах ввели пятидневки, чтобы добавить детям ещё один выходной. А 5-дневка не предполагает дополнительного и углублённого изучения чего-либо. Тут хотя бы обязательную программу успеть освоить на должном уровне. В рамках пятидневной недели при двухчасовой программе практически невозможно качественно подготовить ребенка к сдаче экзамена. Куда здесь добавлять астрономию? Если просто включить еще один обязательный предмет в учебный план, ученик, пытаясь «объять необъятное», начнет искать лазейки. И мы, вроде начав полезное дело, в итоге научим ребёнка не астрономии, а умению халтурить.
А если не хотим халтуры, то надо чем-то жертвовать. Банальный закон сохранения. От какого предмета отказаться? Скажем, давайте сократим литературу, введем астрономию — но выиграем ли мы в мировоззренческом плане? Или откажемся от физики и будем рассказывать про астрономию (это ж интереснее!) — будет ли лучше?
Так что введение в школьную программу астрономии — это вопрос, над которым надо серьёзно думать. У нас очень часто происходят разные идеологические смены. Причём за мою многолетнюю практику работы в школе это произошло уже несколько раз. Когда так часто меняются «правила игры», люди не успевают даже сообразить, как в них ориентироваться.
Живьём, а не в учебнике
— А в идеале в каком классе стоило бы преподавать астрономию?
— Всё зависит от того, на каком уровне мы хотим её давать. Если говорить об основах современной астрофизики, то понятно, что это сложный раздел, поэтому осваивать её дети могут не раньше 10-11 класса. А вот познакомиться с началами наблюдательной астрономии вполне могут и учащиеся 5-6 классов.
Вот ещё какая штука. На мой взгляд, дети постигают мир сначала чувствами, и лишь потом разумом. Поэтому естественнонаучные предметы — если речь не идёт о том, что мы работаем в профильном классе с уже хорошо замотивированными учениками — надо преподавать так, чтобы дети это не только слышали, но и видели, и чувствовали. Попытаться показать ребятам, как интересен и велик мир, дать им возможность все «потрогать» самим и осознанно определиться с их деятельностью в будущем. Причём делать это надо не с помощью анимации на экранах, а живьём. Современные дети прекрасно знают, что компьютер сегодня позволяет сделать любую фантастику реалистичной, и на уровне чувств, наверное, не слишком верят в экранную реальность. А вот чтобы дать им почувствовать «естество» — это уже совсем другой масштаб и объём «бедствия», начиная с того, что ребят надо вывозить за город или в планетарии хотя бы. Зачем? Затем, что мир надо сначала почувствовать. А когда вы его почувствовали, вы начинаете хотеть и любить его исследовать.
Со школьными предметами нельзя обращаться так вольготно: вчера вычеркнули из программы «за ненадобностью», сегодня включили, завтра убрали из-за перегрузки...
Звездное небо — это не просто координаты точек на небесной сфере и не хитросплетения сферической тригонометрии. Для школьника это в первую очередь тишина, таинственность, покой и бесконечность ясной ночи, это романтическая история. Это уникальная возможность задержаться на какое-то время, смотреть, впитывать и вдумываться. Художники говорят — нельзя писать картину, если ты куда-то бежишь. Надо остановиться, всё отбросить, проникнуться и тогда при известном старании и везении у тебя может получиться что-то. Астрономия в этом смысле такая же. Можно конечно за 45 минут урока быстро рассказать, как движутся планеты и что планеты — это такие «подвижные звёзды». А московский ребёнок это звёздное небо и не видит никогда, потому что оно засвечено огнями большого города… Вот и получит он еще одну серию рассказов о вещах незнакомых, далеких от его повседневного мира, его не касающихся и потому неинтересных.
Чтобы преподавать астрономию по уму, нужно подготовиться. Да, есть творческие учителя, которые смогут это сделать хорошо. Но если директивно и массово — может получиться некий очередной стандарт. Просто лишний час обязательных уроков с тестовым контролем в конце (выбери один из четырех ответов…).
— Наверное, и учебники за это время устарели?
— Классический учебник астрономии Б.А. Воронцова-Вельяминова хороший, был таким и остался. Потому что в основах наблюдательной астрономии мало что поменялось. А если говорить о современной астрофизике, то конечно — там уже совсем другие идеи. Но вообще-то, на мой взгляд, толковый учитель сможет преподавать с любым учебником, а бестолковому никакой не поможет. Опять же весь вопрос в том, на каком уровне преподавать, как далеко мы хотим проникнуть в школьной программе? Какой результат получить?
— Школа — это прежде всего люди, причем наиболее нежная и чувствительная их часть. И потому здесь надо «тридцать раз отмерить» и потом еще подумать, «отрезать ли?». Любые реформы школьной программы обязательно отражаются на жизни общества, причем довольно быстро. И поэтому со школьными предметами нельзя обращаться так вольготно: вчера вычеркнули из программы «за ненадобностью», сегодня включили, завтра убрали из-за перегрузки... Вот этого крайне не хотелось бы.
Смотрите также:
- Правильно считаем на ЕГЭ. Как сдать математику на высокий балл? →
- Почему в России больше двоечников, чем отличников →
- Школьные оценки лучше отменить? «За» и «против» →