Интересно, что за выполнение президентских указов отчитывался вице-премьер Владислав Сурков - уже после того как (ещё 26 апреля) положил на стол главы государства заявление об уходе.
«Где деньги, Зин?»
Впрочем, гром для исполнительной власти (всех уровней) грянул ещё месяц назад, на совещании в Элисте. В прессу как бы случайно попала часть закрытого выступления В. Путина. «Качество работы ничтожное, всё поверхностно делается, - негодовал президент. - Если будем работать так, то ни хрена не сделаем!.. Нужно будет признать, что или я работаю неэффективно, или вы все плохо работаете и вам нужно уйти. Обращаю ваше внимание на то, что на сегодняшний день я склоняюсь ко второму варианту».
7 мая критика повторилась. «Мы не можем позволить себе вновь и вновь пересматривать уже принятые решения и документы, подходить к задачам формально, лишь бы отчитаться о выполнении поручений, подготовить очередную бумажку. Не в бумажках дело!» Правительство, например, «так и не сформулировало понятной для людей пенсионной формулы». Держало «мёртвым грузом» 20 млрд рублей, выделенных на кредиты для среднего бизнеса. Заволокитило меры по снижению стоимости строящегося жилья. Не отладило механизм финансирования медиков - те с удивлением обнаружили, что их зарплата не только не выросла, но местами даже упала! «Где деньги, Зин?» Помните замечательные слова Высоцкого?» - Путин на совещании язвительно цитировал любимого народом барда. А ещё выяснилось, что отдельные министры вообще «переводят стрелку» на самого президента, приписывая ему... несуществующие поручения!
Стало понятно, что заявленная в Элисте угроза «или я, или вы» была «предпоследним» китайским предупреждением. Во всяком случае, для главного правительственного аппаратчика.
«Кукловод» играл «не теми» куклами?
Покинув госпосты, Сурков, конечно, останется в истории российской власти рубежа веков. Фигура незаурядная: выходец из бизнеса (работал в «МЕНАТЕПе» у М. Ходорковского, затем в «Альфа-банке»), на госслужбе он с 1999 г. и очень быстро приобрёл репутацию «разводящего» отечественной политики, кремлёвского «кукловода» (по выражению М. Прохорова). В нулевые именно он конструировал «Единую Россию» и прочие проекты Кремля (включая «Идущих вместе», «Наших» и др.), в его приёмной почти каждый день терпеливо дожидались аудиенции самые крутые партийцы. Продвигал идеологию «суверенной демократии» и борьбы с «оранжевой революцией»... Но в конце декабря 2011 г., когда в стране забурлила протестная активность, сменил работу: стал зампредом правительства, которое вскоре должен был возглавить Дмитрий Медведев. Опекал одно из главных медведевских детищ - инноград «Сколково». На «Сколково», похоже, во многом и споткнулась его карьера. Следователи накопали там растрату бюджетных средств. Старший вице-президент фонда А. Бельтюков отстранён от работы. Вскрылись астрономические гонорары, которые фонд платил по договору с депутатом И. Пономарёвым якобы за лекции. «Ну не обкурились же топ-менеджеры, когда заключали такой контракт?» - с сарказмом вопрошал В. Маркин в своей нашумевшей статье.
Есть версия: странная взаимосвязь И. Пономарёва - одного из лидеров «болотной оппозиции» - с проектом, патронируемым Сурковым, якобы и вызвала неудовольствие В. Путина. Заодно вице-премьеру припомнили реверансы в сторону «рассерженных горожан», вышедших на улицы городов после думских выборов. Протестующих он называл тогда «лучшими людьми», «креативным классом». Сегодня некоторых из этих «лучших» судят за подготовку массовых беспорядков - какие тут могут быть заигрывания и комплименты?
Гадание на 2018 г.
Главный вопрос, который обсуждают теперь в политтусовке: что последует за отставкой вице-премьера? Одна из основных версий - это очередной и самый громкий «звоночек» самому Дмитрию Медведеву. Якобы прямо увольнять премьера В. Путин не хочет, но того пытаются довести до добровольной отставки. Премьер пока многое терпел, включая тотальную ревизию своих президентских инициатив. Но стерпит ли планомерное «обгрызание» своей команды, атаку на таких соратников, как В. Сурков и А. Дворкович?
«На данный момент у Путина нет ни малейшего резона дёшево сбрасывать карту под названием Медведев, - считает Л. Радзиховский. - Судите сами: Медведев уже не просто «хромая утка». Это утка с перебитыми обеими ногами и вырванным хвостом. В качестве конкурента для Путина, даже потенциального, он уже не рассматривается. С другой стороны, в качестве фона и громоотвода он очень даже годится. Как минимум надо спокойно дождаться осени, каких-то (вполне вероятных) экономических трудностей или социальных потрясений - и тогда можно будет «столкнуть» его с кремлёвского Красного крыльца для успокоения толпы. А что выиграет Путин, сдав Медведева сегодня? Ничего».
Впрочем, по мнению аналитика, главный для президента вопрос - не срок отставки Д. Медведева, а фамилия его сменщика. «В идеальном варианте ему следовало бы подождать года четыре, чтобы за полгода-год до выборов 2018 г. сделать премьером своего будущего преемника. А эти четыре года мог бы поработать и Медведев».
Кстати, отвечая журналу «Русский пионер» на вопрос о планах, сам он сказал: «Есть кое-какие планы - дозревает сюжет политической комедии на основе реальных событий». Не пропадать же таланту (хотя бы писательскому) в расцвете лет...