Елена Панина, депутат ГД, председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, д. э. н., профессор:
– По словам лауреата Нобелевской премии по экономике В. Леонтьева, рынок — это паруса, а государство — ветер, который их надувает и гонит корабль в правильном направлении. Кризис 2008 года, доминирование сырьевой модели и факт того, что экономика развивается медленнее, чем хотелось бы, в очередной раз доказали, что рынок сам по себе всё не отрегулирует (как бы нас ни продолжали в этом убеждать его сторонники).
Именно поэтому сейчас идёт работа по созданию системы стратегического прогнозирования, возврату к традиции планирования. О системе планирования в Советском Союзе хорошо известно, однако мало кто знает, что она существует во всех странах мира. В США — с 30–40-х годов XX века. В 50–60-е годы в Германии, Франции, Италии, в 60–70-е годы — в Японии её внедрение помогло выйти на качественно иной уровень развития.
Что такое стратегическое планирование? Оно предполагает, что государство с участием экспертного сообщества выстраивает стратегию развития страны по всем направлениям (речь идёт не только об экономике). Под эти стратегии разрабатываются государственные, региональные и муниципальные программы. А под них концентрируются финансовые, человеческие и административные ресурсы.
Конечно, это довольно схематичное изложение. Но важно, что, например, бизнесу станет понятно, каким видам деятельности и когда государство окажет поддержку (в виде госзаказов, льготных кредитов и т. д.). Это понимание позволит направлять инвестиции в выгодные (в первую очередь, потому что безопасные) проекты. То есть деньги начнут работать, а страна развиваться более быстрыми темпами.
Не секрет, что существует масса различных стратегий: до 2020 года, до 2025 года и т. д. Они, как лебедь, рак и щука — смотрят в разные стороны. Пора уже привести их в порядок, чтобы было понятно, куда идти, зачем и по какой дороге. Это будет касаться и экономики, и социальной сферы, пенсионной системы, здравоохранения, культуры и т. д.
Обращу внимание на такую деталь. За 18 лет переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) нам удалось добиться того, чтобы госзаказ (а это огромные суммы) не регулировался правилами ВТО. Это значит, что у тех, кто производит товар для бюджетных нужд, есть большое преимущество перед конкурентами. Но пока закупки по госзаказам идут разрозненно, не под выстроенные стратегические и плановые цели, ощутимых плюсов от этой исключительности нет. И цель госзаказов — повысить качество уровня жизни людей — не достигается в полной мере. То есть мы топчемся на месте. Система планирования и контроля над реализацией должна помочь исправить данную ситуацию.
Поэтому в законопроекте о стратегическом планировании, над которым сейчас работает Госдума, речь идёт и о системе контроля. Это то, чего сейчас нет. Прогнозов — море, стратегий тоже. И никто не контролирует, как они выполняются. Хотя деньги на их разработку выделялись немалые.
Кто будет контролировать? Такие полномочия будут у Счётной палаты, часть у министерств и ведомств, часть у Совета безопасности. Общую координацию будет выполнять отдельный орган. Кстати, ничего не имею против, если его назовут, как и раньше — Госплан. Хотя новый Госплан не будет и не должен быть копией прежнего.
Какой была система планирования в советское время? Старшее поколение помнит, как сверху предприятиям спускали указания: что, сколько и из чего производить вплоть до мельчайших деталей. А сверхплановая прибыль потом изымалась. Повторения этого, конечно, не будет.
Отдельно хочу сказать о том, что в законопроекте заложена налоговая стратегия на 6–12 и более лет. То есть у людей будет уверенность в том, что налоговые правила будут более стабильными. Их пересмотр будет вестись в соответствии с заранее запланированными стратегическими направлениями, информация о которых будет в открытом доступе. Значит, можно нормально вести бизнес, покупать квартиры, дачные участки и т. д.
Очень важно, что среди прогнозов будут и данные о потребностях страны в юристах, инженерах, экономистах и др. специальностях. А значит, у выпускников, выбравших востребованные профессии, будет уверенность в том, что они не останутся с дипломами на улице.
Подведу итог: пришло время, когда надо не тушить экономические пожары, а заняться их профилактикой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- Главное - мир и развитие. Какие акценты президент сделал в своём послании →
- Об офшорах и морали. Основные идеи послания президента →
- Каким будет 2010 год для российских аграриев?» →