Итоги Года культуры: благодаря и вопреки

Владимир Мединский. © / Владимир Песня / РИА Новости

Уходящий 2014-й, официальный Год культуры в России, прошёл под эгидой нового курса государственной культурной политики, санкционных скандалов с участием российских артистов и триумфа отечественного кино за рубежом.

   
   

Имя им — регион

Начнём с официальной сводки: Год культуры в России почти завершён, и Владимир Мединский уже отчитался о результатах работы вверенного ему министерства. Основной целью программы ведомства в рамках особенного года стало развитие культуры в регионах.

Так, по словам Мединского, за девять месяцев было организовано более 1,5 тыс. мероприятий, открыто 20 новых крупных объектов культуры, и более 50 объектов введены в эксплуатацию после ремонта или реставрации. Владимир Мединский также отметил, что средняя заработная плата работников учреждений культуры за последние два года выросла на 53% и составила 22 466 рублей, или 71,1% к средней заработной плате в целом по России. «Каждую копейку, которая у нас образуется в результате экономии по концу года, мы стараемся направить в регионы», — уточнил министр культуры.

В 2015 году, по словам Мединского, на зарплаты сотрудников подведомственных учреждений выделено на 4 млрд рублей меньше, чем было запланировано. «Мы будем работать круглосуточно и в любом случае справимся», — пообещал министр на заседании Госсовета по культуре.

Чему посвящен 2015 год в России →

Основы основ

В конце Года культуры завершилось обсуждение проекта «Основ государственной культурной политики» — документа, который призван сформулировать главные принципы отношений культуры и государства. Итоговый вариант документа, который пережил несколько этапов общественного обсуждения, сегодня, 24 декабря, был утверждён президентом Владимиром Путиным на заседании Госсовета РФ и Совета при президенте по культуре и искусству.

   
   

По словам Путина, в документе отражено отношение к культуре как к «миссии, как к общественному благу, как к историческому наследию, как к системе ценностей и нравственных идеалов». В качестве приоритетных направлений государственной культурной политики президент назвал процессы просвещения граждан, особенно детей и молодёжи, их духовное, творческое развитие, воспитание патриотизма, а также создание на всей территории России качественной культурной среды, доступных культурных благ, равных условий для творческой деятельности. Помимо этого, в сфере действия государственной культурной политики также оказались процессы формирования информационного пространства страны, а также межнациональные отношения.

В то же время Владимир Путин отметил, что власть не имеет права диктовать деятелям искусства, что и как они должны делать в своём творчестве. «Никто, никакая власть не имеет права диктовать художнику, писателю, режиссёру и, собственно говоря, любому человеку свою волю и свои представления о том, что и как должны делать творчески одарённые люди», — цитирует ТАСС главу государства.

Советник президента по культуре Владимир Толстой ранее объяснил ТАСС, что «Основы государственной культурной политики» оказались «сдержанными по форме и революционными по содержанию», добавив, что в документе культура впервые трактуется как «базовое явление российского общества». Министр культуры Владимир Мединский, в свою очередь, надеется, что «Основы культурной политики» ответят на вопрос, на что в первую очередь должны тратиться государственные деньги.

Итоговый проект станет основой для разработки ещё одного документа — Стратегии культурной политики, которая свяжет «Основы государственной культурной политики» с готовящимся параллельно федеральным законом «О культуре в РФ».

Этот поезд в огне

Культура в уходящем году не смогла остаться вне политики: многие известные актёры и музыканты оказались на передовой информационной войны. Так, Андрей Макаревич подвергся критике за выступление в занятом украинской армией Славянске, концерты Дианы Арбениной, которая выступила в Киеве, таинственным образом отменялись в регионах России. Песни о войне и мире не писал только ленивый, и даже обычно молчаливый гуру Борис Гребенщиков не выдержал и всё же высказался за мир во всём мире.

Кроме того, некоторые деятели культуры оказались нежеланными гостями в Европе. Валерии, Иосифу Кобзону и Олегу Газманову запретили въезд в Латвию, из-за чего организаторам «Новой волны» пришлось искать другое место для музыкального конкурса, который много лет проходил в Юрмале. Окончательное решение президент конкурса Игорь Крутой ещё не объявил, вариантов немало, но предварительное согласие организаторов получил вновь приобретённый российский регион Крым.

Вернуть невинность

Важнейшее из искусств в этом году пережило несколько значительных потрясений. С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки к закону «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», согласно которым отныне запрещён показ на территории нашей страны фильмов, не получивших прокатного удостоверения. Одним из главных в обновлённом законе стал пункт о нецензурной брани — теперь художественные произведения в обязательном порядке должны быть очищены от мата. Этот закон вызвал волну возмущения в киносообществе: не то чтобы все режиссёры и актёры мечтали нести похабщину в массы, просто иногда из песни слов не выкинешь, а художественные образы теряют часть своего смысла.

Например, новый фильм Валерии Гай Германики, получивший приз за лучшую режиссуру и награду ФИПРЕССИ на Московском кинофестивале, можно было увидеть в оригинальном варианте только до 1 июля — дальше прокатное удостоверение не действовало. Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», который представляет Россию на «Оскаре», тоже стал жертвой нового закона. Картина успела получить удостоверение с маркировкой «18+» в связи с наличием нецензурной лексики, но в прокат всё равно выйдет в очищенном виде. «Будем править. Не переснимать, конечно, но переозвучивать или попросту запикивать», — рассказал «Интерфаксу» продюсер фильма Александр Роднянский.

Кино не про Рашку

В конце года министр культуры предельно ясно озвучил официальную позицию по финансированию отечественного кино. Ведомство сосредоточится на государственной поддержке экранизаций русской и советской литературы, а также исторических и военно-патриотических картин, которые «служат делу культурного, нравственного, духовного возрождения общества». В эту категорию, к примеру, входит ремейк советского фильма «А зори здесь тихие», который снимает Ренат Давлетьяров к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. В очередной раз Мединский пообещал субсидию патриотическому проекту «28 панфиловцев», съёмки которого идут черепашьим темпом из-за нехватки финансирования (создатели собирают деньги с помощью краудфандинга). Среди фильмов, которым было отказано в финансировании, оказалась работа известного документалиста Виталия Манского «Родные» о событиях на Украине. Также финансирования не получил фестиваль «Артдокфест», который также организует Манский.

«Ни один проект Манского, в том числе и «Артдокфест», не получит никогда никаких денег, пока я являюсь министром культуры, — цитирует Мединского «Интерфакс». — Он наговорил столько антигосударственных вещей, что пусть делает фестиваль за свой счёт, никто не против. Мы же не запрещаем его фестиваль».

В связи с этими заявлениями многие деятели кино вновь заговорили о цензуре: следующим шагом может стать восстановление худсоветов, которые будут определять, какие картины можно смотреть российским зрителям в кинотеатрах, а какие нет.

А в следующем году нас ждёт новый этап обсуждения вопроса о введении квот на зарубежное кино в российском прокате, ведь отечественные фильмы по-прежнему не выдерживают конкуренции с Голливудом. По предварительным результатам за 2014 год, самые впечатляющие сборы оказались у фильма «Вий» и малобюджетной комедии «Горько!-2». Ставку делали на историческую ленту «Василиса» о войне 1812 года, но она провалилась в прокате, заработав всего $300 тыс. при бюджете в $7 млн.

На экспорт

Тем временем фестивальное российское кино совершило триумфальное путешествие по миру. В сентябре фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Тряпицына» взял «Серебряного льва» за режиссуру в Венеции. «Левиафан» Андрея Звягинцева, снятый при господдержке, получил несколько наград европейских кинофестивалей, в том числе гран-при Лондонского кинофестиваля, а теперь ещё вошёл в шорт-лист премии «Оскар», которую будут вручать в феврале. Картина Звягинцева также была названа в числе десяти лучших фильмов 2014 года по версии американского информационного агентства Associated Press и киножурнала The Hollywood Reporter.

Ещё одним успешным фильмом стал дебютный фильм Ивана Твердовского «Класс коррекции». Лента удостоилась нескольких кинонаград, включая призы на международном кинофестивале в Карловых Варах и Марракеше. Фильм изначально снимали без мата, поэтому с прокатом у «Класса коррекции» не возникло проблем. «Я снимал для себя, для своих друзей, для родителей. Не думал, что будет прокат — ну, на «Кинотавре» покажут в лучшем случае, где-нибудь в Выборге, в Челябинск съездим, в Ханты-Мансийск, и кинотеатр «Пионер» нам устроит показ для друзей — и всё на этом закончится. А уже много людей посмотрело, и ещё больше посмотрит», — говорил режиссёр в интервью АиФ.ru.

Ни кола, ни двора?

Одним из самых спорных событий в культуре стало назначение Ларисы Солоницыной на должность директора многострадального Музея кино, у которого вдобавок до сих пор нет своего здания. Солоницына — киновед, бывший главный редактор газеты «СК-Новости» Союза кинематографистов России — исполняет обязанности директора Музея кино с 1 июля 2014 года. До этого бессменным руководителем музея являлся киновед и историк Наум Клейман. Контракт с ним был расторгнут 30 июня «в связи с истечением срока действия», после чего Клейман был переведён на должность президента Музея кино.

Спустя три месяца после назначения нового директора коллектив Музея кино отказался продолжать работу под её началом. Сотрудники написали открытое письмо министру культуры Владимиру Мединскому, в котором обвинили Солоницыну в некомпетентности и рассказали, что она увольняла неугодных сотрудников дисциплинарно или предлагала им уволиться по собственному желанию. Спустя некоторое время часть сотрудников всё же приняла решение остаться работать в музее, а Клейман официально покинул пост президента 7 ноября.

В октябре неприятное событие случилось в «Театре.Doc», который попросили освободить помещение в Трёхпрудном переулке. Департамент имущества Москвы расторг 12-летний контракт об аренде из-за незаконной перепланировки. В поддержку театра выступили многие деятели культуры, а сама труппа не стала ждать отклика властей и организовала народный сбор на сайте planeta.ru. На сегодняшний день собрано больше 375 тысяч рублей, которые пойдут на переезд и аренду другого помещения для документального театра.

Зато Государственный литературный музей обрёл новый дом в Шелапутинском переулке. В особняке, когда-то принадлежавшем меценату Савве Морозову, пока разместятся фонды, а в перспективе Литературный музей получит ещё одно здание на Зубовской площади, доступное для экскурсий.

Антикризисные меры

Чтобы не потерять аудиторию в условиях экономической нестабильности, многие учреждения культуры уже сейчас принимают меры. Власти Москвы почти успокоили всех, заявив, что не будут повышать цены на билеты и сокращать количество бесплатных мероприятий. Столичный музей современного искусства «Гараж» снизил цены на билеты на новогодний проект музея «Арт-эксперимент» и весенние образовательные курсы на 20%. По словам директора музея Антона Белова, «в сложившейся ситуации возможность всех желающих получать знания и яркие эмоции от искусства» для музея важнее финансовых успехов.

Хуже всего дело обстоит в музыкальной индустрии: из-за курса валют концертные агентства вынуждены корректировать цены на выступления зарубежных исполнителей. Концертное агентство «Мельница», которое в 2015 году привезёт в Россию Thirty Seconds to Mars, Muse и Placebo, уже подняло цены на 10–15%.

Не слишком оптимистичный прогноз на следующий год даёт Антон Малышев, глава Фонда кино — организации, которая распределяет госсредства на фильмы на условиях возврата от проката и продвигает российское кино за рубежом. В интервью ТАСС Малышев выразил мнение, что в 2015 году отечественную киноиндустрию ждёт финансовое голодание. «Общее напряжение отрасли мы чувствуем уже сейчас, — сказал глава Фонда кино. — Может быть, это даже не так связано с ростом курса валюты. У нас сложности с украинским рынком, ещё до сих пор не компенсировались потери компаний по DVD, телеканалы также снизили активность в плане закупки контента, и даже те контракты, которые заключаются, по нашим данным, оплачиваются не всегда своевременно. По всем линиям бюджета стало меньше, плюс отдельные производственные расходы по-прежнему считаются в долларах и евро».

Владимир Мединский опроверг слухи о том, что общее финансирование сферы культуры в следующем году будет сильно сокращено. По его словам, власти продолжат уделять приоритетное значение вопросу развития культуры в России. В то же время вопрос о том, будут ли люди готовы платить за культурные блага в условиях кризиса, остаётся открытым.