Программа «Наказание России». Эксперты о расширении западных санкций

Европейские лидеры должны обсудить новые санкции против России в декабре. Существует ли санкционный предел, дальше которого ЕС не пойдёт? Об этом и многом другом АиФ.ru рассказали доцент экономического факультета МГУ Олег Буклемишев и профессор Финансовой академии при Правительстве РФ Игорь Варьяш.

   
   
Можно ли подвести экономические итоги уже введённых санкций ЕС для самой Европы?

Олег Буклемишев: Санкции влияют и на тех, кто их принимает, и на тех, в отношении кого они приняты. Подобная ситуация намного хуже, с точки зрения экономиста и экономики общественного благосостояния, чем ситуация без санкций. Поэтому стоит задуматься, почему, несмотря на то, что люди наносят ущерб самим себе, они идут на это. Экономическая теория на этот вопрос отвечает просто: страны идут на некое членовредительство в тех случаях, когда видят плюсы, формирующиеся в результате их действий. В данном случае Евросоюз видит плюс в неком моральном выигрыше и влиянии таким образом на российское руководство, что он считает важным. Я полагаю, что санкции — большое благо, потому что с древних времён это замещение войны. То, что у нас нет войны, — огромное благо и для нас, и для Европы.

Как я сказал ранее, санкции наносят ущерб двум сторонам. Но при этом наша экономика, грубо говоря, в 10 раз меньше европейской и в 20 раз меньше экономики санкционирующих нас стран, поэтому ущерб наш, а не их, они на это плюнут и пойдут дальше.

Игорь Варьяш
: Резкое уменьшение товарооборота между нашими странами и уход с финансового рынка Запада наших крупных банков оказали негативное влияние на экономику, способствовали снижению темпов экономического роста. В сложившихся условиях это критично для европейской экономики, потому что начавшийся было подъём к концу года завершился фактически стагнацией, и сегодня речь идёт не об увеличении темпов экономического роста, на что рассчитывали европейские политики, а о дальнейшем снижении. Оказалось, что значение имеет не только объём внешнеэкономической деятельности, но и доверие инвесторов к той или иной экономике. Поскольку темпы экономического роста оказались меньше прогнозируемых, а в некоторых случаях и отрицательными (Франция, Италия), то доверие инвесторов к этим экономикам снизилось, и Европа лишилась некоторой части притока иностранных инвестиций, что для неё в этих условиях является критическим.
Выгодно ли дальнейшее расширение санкций?
Если смотреть с точки зрения чистой экономики, то, конечно, невыгодно. Но если смотреть с позиции, что это замещение военных действий и Европа выражает свою точку зрения, которую иными способами донести не может, то, видимо, страны ЕС считают, что этот ущерб мал по сравнению с тем моральным политическим сигналом, который они посылают политическому руководству России. И, кстати, невзирая на ущерб, в Европе по большей части единодушно приняли решение о санкциях. Если кто-то сильно возражает, то решение принять нельзя, мы с вами это прекрасно помним по принятию последней версии Европейской конституции, когда из-за двух стран приходилось проводить дополнительные консультации, референдумы. Голос даже одной страны, если она упрётся в своем мнении, в Европе всё-таки важен. В данном случае мы ничего подобного не видим. Считаю, что расширять санкции сейчас невыгодно, именно поэтому они и сменили риторику. Но я хочу обратить внимание на то, что смена риторики вовсе не означает изменений в политике, и об этом на полях G20 довольно много говорили. Дело в том, что программа, как выражаются на Западе, «Наказание России» (что под этим понимается, никто толком не объясняет) продолжается и не может не расширяться. У неё уже своя логика, как логика войны — если вы начали военные действия, то вы втягиваетесь в них и не можете выйти.
Есть ли предел санкций, дальше которого Европа не пойдёт?
Этот предел находится не в Европе, а в России, поскольку экономическая прочность Запада гораздо больше нашей. Предел наступит тогда, когда произойдёт коллапс российской экономики, но страны ЕС этого, естественно, не хотят. Разумеется, предел есть — это полная изоляция страны, но, насколько мне известно, в мировой истории пока такого факта не зарегистрировано. Никакая страна полной изоляции не была подвергнута.
Каков запас прочности у РФ, как долго она сможет придерживаться выбранного политического курса, несмотря на санкции?
Мне кажется, что не очень долго, наиболее болезненны финансовые санкции. Даже если представить существование России точно в таком же режиме, без усиления санкций, то мы за 2–3 года придём в ситуацию полного разрушения. Ничего усиливать уже не нужно, ситуация вошла в некий штопор, но Европа этого сама не хочет. Зачем ей коллапс российской экономики, зачем США ослаблять единственное ядерное государство, которое способно нанести им сопоставимый ущерб, они в этом не заинтересованы, как ни странно, потому что в самом страшном сне видят, что в ядерном государстве начнётся бардак наподобие того, как был в начале 90-х. У нас в Министерстве экономического развития и в Министерстве финансов считается, что 1–1,5 года мы продержимся. Нам хватит международных резервов, чтобы компенсировать потери от санкций. Я полагаю, что этого запаса прочности маловато, скорее всего, его хватит меньше, чем на год, учитывая, что резко снижается цена на нефть, это значит, снижается цена газа (они же привязаны друг к другу). Посмотрим на тенденции, если удастся привлечь капиталы из стран БРИКС, хорошо, значит, мы немножко вздохнём.

Смотрите также: