Зачем бизнесу дети. Как крупные компании развивают социальные программы

Поддержка семей с детьми – важная часть социальной политики любого цивилизованного государства. Сегодня всё чаще в «конкуренцию» с государством вступает крупный бизнес.

   
   

Примерить профессию

Социальные программы, направленные на поддержку работников с детьми, теперь выходят далеко за рамки материальной помощи и денежных выплат. Они охватывают сферы образования и воспитания, культуры, отдыха.

Одна из самых распространённых мер – организация отдыха детей сотрудников в детских лагерях. Бесплатные путёвки в такие лагеря работники многих предприятий получали и в советское время. Но теперь в них организуют корпоративные смены: детей ближе знакомят с профессией родителей, самой компанией, где они трудятся, проводят экс­курсии на предприятия, занятия по развитию инженерных и творческих способностей. 

Например, для детей атомщиков этим летом открылось сразу несколько профильных лагерей. В течение смены ребята погружались в профессии будущего: изучали робототехнику, промышленный дизайн, программирование, технологии дополненной и виртуальной реальности, создавали 3D-игры и даже занимались хорео­графией и музыкой. А итогом смены стало написание настоящего научного проекта – будущие инженеры проектировали атомные станции, подводных роботов, рисовали мультики.

Отдохнули в оздоровительном лагере за счёт предприятия и дети работников Новолипецкого металлургического комбината. Четыре тематические смены помогли им познакомиться с профессиями родителей. Они получили полезные навыки в кружках по металлургии, робототехнике, конструированию.

Чтобы выявить среди детей сотрудников талантливых, проявляющих интерес к ядерной или гидроэнергетике, прочим высокотехнологичным инженерным отраслям, компании проводят олимпиады и ­конкурсы. ­Победители направляются в профильные вузы и колледжи либо на специальные образовательные программы.

К примеру, ученики ­9–11-х классов, имеющие высокие отметки по физике и математике, родители которых трудятся в энергокомпаниях Дальнего Востока, этой осенью могут поучаствовать в конкурсе на получение путёвок во всероссийский детский центр «Океан» – там пройдёт образовательная программа по гидроэнергетике. В течение смены детей будут обучать работники дальневосточных энергокомпаний и Дальневосточного федерального университета.

   
   

Дети металлургов алюминиевых заводов в Иркутске, Саяногорске, Краснотурьинске получили возможность бесплатно пройти недельный курс английского с носителями языка. Среди других образовательных программ предприятий – курсы по подготовке к поступлению в профильные вузы, мастер-классы, кружки технического творчества и технопарки с современнейшим оборудованием.

Как выращивают кадры

В последнее время всё чаще крупные предприятия вкладываются в детские сады, профильные классы в школах и кафедры в вузах. Например, в Кирово-Чепецке инженеров теперь будут растить начиная с детского сада. В одном из городских садиков этим летом открыли корпоративную группу, куда будут приниматься малыши сотрудников местного химкомбината. А в двух других работают ясли для детей от 1,5 года, чтобы мамы малышей могли быстрее выйти на работу после декрета. Завод полностью отремонтировал и оснастил помещения, закупил развивающие комплексы для детей, а воспитатели, чтобы работать в новой, модной сегодня системе STEAM-образования (наука, технологии, инженерия, искусство и математика), прошли обучение.

У нефтяных компаний в городах присутствия есть свои профильные классы в школах – старшеклассники в них ориентируются на получение в будущем профессии, связанной с этой отраслью.

«Росатом» создаёт инновационную образовательную инфраструктуру, чтобы качест­венное образование было доступно детям «атомных» городов. В проекте участвуют десятки школ и дет­садов.

Творчество и спорт

Есть у крупного бизнеса и культурные проекты. Увлечённые творчеством дети нефтяников ежегодно участвуют в большом корпоративном фестивале «Роснефть» зажигает звёзды». Творческие дети сотрудников предприятий атомной отрасли нашей страны, а также зарубежных АЭС российского дизайна каждое лето выезжают на репетиционную базу и в течение 3 недель ставят профессиональный музыкальный спектакль. А затем вся команда гастролирует со своей постановкой по россий­ским и зарубежным городам. В проекте Nuclear Kids («Атомные дети») вместе с ребятами работают энтузиасты-взрослые. В этом творческом союзе рождаются искренние и пронзительные спектакли. В этом году ребята сделали ремейк «Чучела», в котором осмыслили, что значат в нашей жизни слова. «Слова без любви ничего не значат», – пели они в финале, а взрослые в зале, слушая их, плакали.

Но денежные выплаты как традиционная мера под­держки работников с детьми не теряют актуальности. Где-то предусмотрены дополнительные выплаты при рождении и усыновлении ребёнка, по уходу за малышом до 3 лет. Где-то поддержку получают родители студентов. 

В Карачаево-Черкесии, к примеру, работникам энергетического холдинга предусмотрены выплаты, если их дети учатся в вузах на энергетических специальностях, есть и единовременные выплаты родителям первоклассников и выпускников 11-х классов. Кроме того, компенсируют 50% стоимости абонементов в спортивные клубы и секции. 

В спорт, кстати, вкладываются многие крупные компании: создают свои команды, строят спортзалы, оплачивают поездки на соревнования. Это реальные лидеры, которые понимают, что сегодня конкурировать на рынке труда, привлекать молодых перспективных специалистов можно, только предлагая хорошие социальные программы.

Мнение  эксперта

Профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, доктор социологических наук Елена Яхонтова:

– Программы поддержки семей с детьми активно развивают крупные компании высокотехнологичного бизнеса, которые заинтересованы вкладываться в детей, потому что это будущий персонал на территориях, где они ведут бизнес. Такие социальные практики есть у заводов РУСАЛа, «РусГидро», «Росатома», «Лукойла», «Норникеля» и многих других. Причём не в Москве, Санкт-Петербурге или Казани, а, как правило, в отдалённых регионах. Ведь часто их заводы где находятся? Там, где иногда легче медведя и кабана встретить, чем специалиста. Поэтому крупные корпорации вкладываются в детские сады, школы, оборудование в них, обучение преподавателей, работу с молодёжью вне компании. Создаются предпрофессиональные олимпиады для детей, специализированные кафедры, корпоративные лагеря. Это форма работы с кадровым резервом. Чуть не с детского сада детей готовят к будущей профессии. Сначала обучающие мультфильмы и занятия в садиках и начальной школе, начиная со средней школы – более капитально. Одних готовят под рабочие профессии, других – в систему среднего специального образования, часть детей – в профильные вузы. И, соответственно, в вуз уже приходит совершенно другой студент – подготовленный, который учится на специализированной кафедре, проходит практику на этом предприятии. И фактически становится кадровым резервом в компании.

Высокотехнологичные компании сегодня живут в условиях высокой конкуренции на рынке труда. Они самостоятельно решают вопрос дефицита квалифицированных кадров. И надо сказать, реально очень хорошая работа ведётся, на уровне зарубежных аналогов. А может быть, даже и превосходит опыт ведущих ино­странных компаний, поскольку в России ещё очень сильны советские традиции плюс культура моногородов подходящая.

Представьте моногород с градообразую­щим предприятием, куда в советское время входили и гостиницы, и сельхоз­предприятия, обеспечивающие продуктами питания своих сотрудников, детские сады, школы. Всё было на балансе этого предприятия. Советский Союз прекратил существование, «непрофильные активы» начали передавать на аутсорсинг. Но руководители с головой понимали: если они не будут поддерживать этот детский сад и эту школу, это боком им обернётся – на их заводах некому будет работать. Поэтому они вкладываются в социальные объекты на той территории, где живут работники. Это не благотворительность. Это инвестиции в свой человеческий капитал, которые окупаются. Правда, не сразу. Для этого требуется время, 5 лет минимум. Такова современная стратегия управления человеческими ресурсами, развития своего человеческого капитала. И это даёт конкурентное преимущество одной компании перед другой.

Понятно, что для среднего и малого бизнеса делать такие вложения невозможно, потому что это очень долгие инвестиции. Однако в этой сфере развивается меценатство. Владелец среднего, малого предприятия, к примеру, поддерживает конкретный детский дом, социальную программу или развивающие мероприятия для детей. Но это он делает от души. И такие люди у нас есть.

Смотрите также: