Президент России Владимир Путин одобрил инициативу Министерства экономического развития о заморозке индексации тарифов на услуги естественных монополий в следующем году.
В период 2015–2016 гг. индексация тарифов естественных монополий будет проводиться по уровню роста потребительских цен предыдущего года. Глава Минэкономразвития подчеркнул, что монополии не должны урезать расходы «автоматически». «Впереди большая работа по оптимизации ценообразования их поставщиков, большая работа по изысканию внутренних операционных резервов самих монополий», — отметил Улюкаев.
«Удачное время»
Экономический эффект от заморозки тарифов естественных монополий, по оценке МЭР, составляет 420 млрд рублей — уже в следующем году на этом может быть сэкономлено 130 млрд, в 2015 году — 140 млрд, а в 2016 — около 150 млрд рублей. В ведомстве Алексея Улюкаева подсчитали, что данная инициатива даст возможность улучшить прогноз по росту российской экономики до 3 % вместо прогнозируемых сейчас 2,8 %.
Ожидается, что заморозка тарифов благоприятно отразится и на росте потребительских цен, в частности, в 2014 году инфляция может сократиться на 0,4–0,5 % по сравнению с сегодняшним прогнозом Минэкономразвития в 4,5–5,5 %. Улюкаев подчёркивает, что этот момент очень важен для инвестиционного климата, а также для снижения ставок по кредитам.
Эксперты считают, что время для заморозки тарифов выбрано достаточно удачно и эффект от нулевой индексации действительно позволит увеличить темпы роста ВВП, а также снизить уровень инфляции в 2014 году.
«А РЖД против!»
Инициатором нулевой индексации тарифов естественных монополий был премьер-министр Дмитрий Медведев. Глава правительства потребовал от профильных ведомств (министерств транспорта, финансов, экономического развития, энергетики) подсчитать экономический эффект от заморозки тарифов. Эту идею с явным неодобрением воспринял
В «Российских железных дорогах» не исключают, что из-за заморозки тарифов компания может получить убытки вместо ожидаемых 1,7 млрд рублей прибыли (точную сумму потерь глава РЖД не назвал — ред.). Якунин отметил, что он говорит не о том, сколько РЖД недополучит денег, а о том, что баланс компании может «приобрести отрицательный характер».
Ранее в СМИ появилась информация, что в результате нулевой индексации тарифов РЖД может потерять 93 млрд рублей, монополии придётся в несколько раз сократить инвестиционную программу и уволить более 60 тысяч сотрудников.
В случае сокращения госкомпаниями инвестиционных программ проиграть в итоге могут не только сами монополисты, но и потребители. Дело в том, что без увеличения прибыли компании не смогут вкладывать достаточные суммы в реконструкцию инфраструктуры, и если не ремонтировать те же тепловые сети, то рано или поздно от этого пострадают простые граждане.
Впрочем, по мнению Улюкаева, заморозка тарифов не должна сильно отразиться на инвестиционных программах монополий. МЭР готово помочь компаниям и «обеспечить перенесение импульса экономии на их поставщиков». Министр заявил, что компаниям необходимо самостоятельно оптимизировать свои бюджеты и расходы, задействовать свои внутренние резервы.
Нигматуллин солидарен с позицией Минфина и МЭР и придерживается мнения, что эффект от заморозки тарифов не должен будет столь негативно сказаться на инвестпрограммах госмонополий, поскольку компании смогут компенсировать выпадающие доходы за счёт увеличения экспорта, а также растущих в соответствии с этим объёмов железнодорожных перевозок и количества потребляемой электроэнергии.
Кто выиграет от заморозки тарифов?
Независимые эксперты считают, что имеет место намерение в ближайшие годы сблизить тарифы монополий для населения и для промышленности.
Если от нулевой индексации тарифов могут проиграть монополии, то выиграют в данной ситуации обычные потребители, ведь им придётся меньше платить за железнодорожные перевозки и тарифы ЖКХ.
«Стагнация тарифов поможет российскому промышленному производству улучшить показатели по реализации своей продукции. Многие предприятия в течение последних лет лишились конкурентных преимуществ из-за постоянного повышения тарифов на электроэнергию, газ и воду. Им приходится закладывать эти расходы в стоимость готовых изделий. Конечно, ценовые конкурентные преимущества являются весомым аргументом в пользу отечественной продукции. Но очень важно опираться не только на них, следует создавать и другие, например, повышать качество продукции, увеличивать срок службы и работать над удобством использования», — рассуждает Касьянова.
Эксперт напоминает заморозку тарифов 1999 года, когда российские власти пошли на такие меры, чтобы преодолеть последствия дефолта 1998 года. «С помощью этого механизма наша страна сумела достаточно быстро увеличить объём выпуска продукции, добиться увеличения загрузки мощностей и создать новые рабочие места», — напоминает Касьянова.
Читайте также: Зачем выращивают тарифы на естественные монополии? >>