Загнанные в угол. Как остановить буллинг

Буллинг встречается в любом коллективе – не только в детском и подростковом. Дедовщина в армии, абьюз в семье, харассмент и издевательства со стороны тренеров, педагогов, начальников – это тоже травля. Как же ей противостоять? 

   
   

Наш эксперт – врач-психиатр, психотерапевт высшей квалификационной категории Центра патологии речи и реабилитации ДЗМ Александр Кудряшов.

травля чаще начинается не в старших классах, а в возрасте 8–11 лет. Тем не менее, как показал опрос ВЦИОМ, 53% россиян столкнулись с ней после 18 лет, а 8% имели такой опыт и в дет­стве, и будучи взрослыми. Чаще всего россияне сталкивались с травлей в школе (38%), на работе (32%), при общении с родственниками (15%), во время учёбы в вузе или колледже (13%). Терпели издевательство в компании знакомых 12%, про травлю в армии вспомнили 11%, в интернете – 7%.

Важно
Травле может подвергнуться любой — ни внешность, ни материальный статус значения не имеют. Но обычно жертвой буллинга назначается тот, кто чем-то отличается от большинства: имеет внешний дефект, ограниченные возможности здоровья, вызывающе себя ведёт или одевается либо, наоборот, чурается общения, тих и скромен. Бывает, агрессор выбирает жертву из чувства зависти к интеллекту, достатку, популярности, способностям, моральным качествам или внешности.

Жертвы и агрессоры

Риск стать жертвой выше у человека с низкой самооценкой. Но оказывается, с самооценкой проблемы есть и у агрессора. Человек, который себя не любит, не принимает, не может принять и других. Вторая черта буллера – отсутствие эмпатии и осознанно­сти. Агрессор не может не только по­ставить себя на место другого человека и проявить сочувст­вие, но даже осознать, что он сам, а не окружающие – 

источник его проблем. Такой человек всегда перекладывает ответственность за свою агрессию и неудачи на другого – на жертву. И если агрессор обладает властью, масштаб травли возрастает. Наконец, часто причиной агрессии становится психическое расстройство или внутренний конфликт, вслед­ствие которого буллер не­адекватно воспринимает реальность.

Агрессоры необязательно вырастают у асоциальных родителей. Нередко материальный достаток в семьях хороший, но близости и уважения нет, царят строгая иерархия, подчинение, гиперконтроль, давление или, наоборот, гипер­опека и вседозволенность.

Не прощу

Те, кто пережил буллинг (неважно, в какой роли они в нём участвовали), могут испытывать негативные послед­ствия этого печального опыта. У жертв это проблемы с физическим и психическим здоровьем. У них гораздо чаще случаются тревожно-

   
   

депрессивные расстрой­ства, апатия, хронические голов­ные боли, бессонница, нарушения работы желудочно-­кишечного тракта, учащённое сердцебиение. Выше и склонность к суицидам. Жертвы буллинга часто болеют, хуже соображают. Даже став взрослыми, они продолжают страдать от социальной тревожности, одиночества, депрессии. На всю жизнь у таких людей может остаться низкая самооценка и недоверие к окружающим. Если маска жертвы прочно прирастает к лицу, у человека неизбежно возникнут проблемы с карьерой, личной жизнью. Такие люди больше предрасположены к разным видам зависимостей – от еды, алкоголя, психоактивных веществ, компьютерных игр и т. д. Жертве необходима профессиональная психологическая помощь, чтобы в будущем пережитое не аукнулось комплексом проблем.

Молчаливое большинство

Не обходится без послед­ствий и у остальных участников травли. Агрессоры, став взрослыми, рискуют попасть в криминальные группировки, стать асоциальными личностями. Но даже если внешне у буллера всё в порядке, психологические проблемы существуют. Отсутствие эмпатии, склонность к манипуляциям и перекладыванию ответственности на других, привычка обвинять окружающих в своих неудачах мешают им и в социальной, и в личной жизни.

Самая большая группа участников буллинга – свидетели. Они либо одобряют травлю и присоединяются к ней, либо молча наблюдают за происходящим, не вмешиваясь из страха занять место жертвы. Их поначалу может мучить стыд за своё малодушие, но по­степенно они привыкают к насилию, ожесточаются и усваивают: кто сильнее, тот и прав. В психологии есть понятие «травма свидетеля». Её послед­ствие – выученная беспомощность, при которой человек начинает верить в то, что он бессилен изменить хоть что-то даже в своей жизни.

Как противостоять

Если буллингу подвергся ребёнок, роль защитников должны взять родители. Ни в коем случае нельзя обвинять по­страдавшего, что он сам спровоцировал агрессию, и предлагать решить проблему самостоятельно. Также бессмысленно говорить с агрессором, пытаясь воззвать к его жалости или совести, – и с тем и с другим у него проблемы. Решать конфликт надо с учителями, администрацией школы, а если не помогает – обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в Департамент образования, наконец, в суд. 

Если же речь идёт о взрослых людях, избежать буллинга помогут некоторые правила.

Отстаивание своих прав. Коллективная жалоба на начальника в высшие инстан­ции не такая уж и плохая идея. Можно обратиться в суд и в профильные общественные правозащитные организации.

Создание вокруг себя благо­приятной среды. Увольнение, смена работы, переезд – это крайний случай. Сначала попробуйте создать вокруг себя ту среду, в которой вам будет комфортно, куда будут входить приятные вам люди, где будут созданы удобные условия (например, обсудите вариант удалённой работы).

Дружеская поддержка. Полезно разделить свои эмоции с друзьями и близкими, заручиться их поддерж­кой, услышать о себе массу приятных слов. Если же в ситуации буллинга вы свидетель, не отмалчивайтесь, а объединяйтесь с другими и боритесь с агрессором. 

Забота о себе и своей самооценке. Важно не только научиться принимать себя, но и работать над своим развитием, становясь лучше. Наш мозг оценивает нас через призму успешных дейст­вий. Но не предъявляйте к себе завышенных требований. И обязательно ежедневно делайте для себя что-то хорошее: покупайте вкусную и полезную еду, красивые вещи, водите себя в театр, ходите на йогу, фитнес, к психологу.