Учители и их мучители. Эксперты обсуждают, как защитить педагогов от травли

Евгения Гаева / АиФ

Владимир Путин поручил к 1 июля 2024 года разработать механизм защиты учителей от травли в соцсетях. Это часть общей, уже начатой работы по повышению престижа учительской профессии в обществе. Ещё в декабре президент подписал закон о статусе педагога. В документе прописали право учителя на уважение его человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. До этого такие права были только у учеников.

   
   

Боятся идти в класс

«Педагоги признаются, что порой просто боятся идти в класс, — говорит 1-й зам­председателя Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. — Жалуются, что находятся иногда в уязвимом положении и никак не защищены от цифровых угроз со стороны учеников. Первый шаг, направленный на защиту учителя, мы уже сделали — ограничили использование мобильных телефонов в школах. Теперь проработаем вопрос их защиты от травли в соцсетях. Это позволит оградить педагогов от оскорбительного поведения со стороны некоторых детей и провокаций».

«Педагог, наставник — это стержень общества. Он работает на страну, которая будет через 20–40 лет. И защита его — вопрос стратегический, — считает педагог, офицер-воспитатель кадетских классов Илья Ипатов. — По моему мнению, педагог должен быть приближен по статусу к госслужащему. Мы начали правильно. Избавились от формулировки „образовательная услуга“ в законе. Но, к сожалению, по инерции соответствующее отношение ещё долго будет оставаться. Кстати, некоторое время назад я был на совещании, которое называлось „Ученикоцентричность современной школы“. Это, опять же, термин из сферы услуг, когда мы пытаемся угодить всем по­требностям ученика».

Ипатов рассказывает, как был свидетелем скандала, когда ученики (вместе с родителями) позволили себе в интернете непотребные высказывания. Началось разбирательство. Директор заступилась за педагога. Но со стороны вышестоящего руководства до школы донесли буквально следующее: если выиграете суд, живёте, как жили, если проиграете — освобождайте свои рабочие места.

«Такое отношение в духе „клиент всегда прав“ в школе опасно и страшно, — считает он. — Если учитель станет человеком подневольным, то всё дело погибнет. Суворов говорил: армией управляют генералы и сержанты. Учитель в этом смысле как сержант. Он получает своё „отделение“ в 20–30 человек. Надо сделать так, чтобы он спокойно работал, а не жил в страхе, что его кто-то опорочит. Что касается детей, то им нужно прививать правила поведения не только на улице, но и в интернете. Пока такой культуры не сформировано. А если нет правил, то нет культуры и нет ответственности за содеянное».

Повысят статус. А доход?

Безусловно, чтобы повысить статус учителей, нужно ещё и платить им достойные зарплаты. Да, хорошо платят в столице, в некоторых крупных мегаполисах, но средняя картина по стране — 45 тыс. рублей в месяц (данные Росстата за 2023 год). Впрочем, если изучить вакансии на сайте «Работа России», цифры будут ещё меньше. Например, учителю математики в лицее Димитровграда Ульяновской области предлагается зарплата в 19 242 рубля. Учителю русского языка и литературы в одной из школ Кемеровской области готовы платить 30 000. Учителю биологии в Курганской области — 25 000, учителям физики, химии и биологии в Ангарске — 25 987 рублей. В целом в регионах предлагаемые зар­платы укладываются в диапазон 20–40 тыс. рублей при наличии почти 25 тыс. вакансий. В среде нынешней прагматичной молодёжи, нацеленной на высокие доходы, вряд ли это может говорить о высоком статусе профессии.

   
   

Педагоги со странностями

Но есть и другая сторона медали.

«Да, учителей надо защищать от нападок не совсем адекватных учеников и родителей, но бывают и учителя не слишком адекватные, — считает председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — И приходится тогда уже защищать родителей и учеников. По­этому нужно говорить в целом о проблеме школьной травли. Для её решения необходимо вводить систему независимой психологической и практической помощи, которая могла бы быть посредником между сторонами. Это непросто. Школа не любит, когда кто-то со стороны вмешивается в образовательный процесс. Обычно администрация старается не выносить сор из избы».

Возможно, и самим педагогам нужно что-то менять. Ведь не секрет, что есть учителя, которые приходят в школу только за зарплатой. Их не интересуют ученики, они не пытаются узнавать что-то новое, а на уроках сидят в телефонах, пока дети пишут бесконечные проверочные и самостоятельные. Дети это прекрасно видят. И делают выводы.

Наставник или обслуга?

Супруга одного из наших корреспондентов (фамилию по понятным причинам не будем называть) четверть века работает учителем. Ей и слово.

– Я пришла работать в школу 25 лет назад – в конце 1990-х. Зарплаты были мизерные, годы шальные, но мне и в голову не приходило отказаться от профессии. Считала, что у меня особая миссия. Собственно, и отношение тогда к учителю было по большей части уважительное. Во всяком случае, в моём кругу. Дети не позволяли себе откровенных издевательств, родители просили, а не требовали. 

После многочисленных реформ педагогам добавили денег и обязанностей, но превратили их в бесправных людей, в обслугу, лишённую защиты. Чиновники от образования чаще всего выполняют карательную функцию – достаточно анонимной жалобы, чтобы по­ставить пятно на репутации. Не раз наблюдала, как из-за этого моих коллег лишали нагрузки и классного руководства, по сути доходов, а иногда и просто вышвыривали.  

Не покидает ощущение, что с развитием технологий и появлением интернета, где можно найти любую информацию, учитель стал сервис-менеджером, натаскивающим школьников на сдачу ОГЭ и ЕГЭ. Не очень понятно, зачем он нужен, если можно всё нагуглить, уверены некоторые родители.

У меня нет вопросов к детям. Откровенных лентяев и лоботрясов мало, да и были они всегда. Но если раньше родители шли в школу спрашивать совета, то сейчас всё чаще идут строчить кляузы. Итоговая двойка за четверть – педагог некомпетентен, не смог дать знания ребёнку.

Да, бывают справедливые жалобы. В основном из-за больших объёмов домашних заданий. Когда в 5-м классе учитель географии даёт задание «выучить к следующему уроку 60 крупных рек России», ничего, кроме стресса, ребёнку это не даёт. Но я всё чаще слышу, как мстят неудобному учителю. Из-за этого большинство коллег поудаляли аккаунты в соцсетях – невинный пост элементарно превращается в орудие травли. При этом администрация школы на моей памяти никогда не вставала на сторону учителя. Главное – избежать вопросов от вышестоящих органов. Поэтому «виновного» убирают, что никак не влияет на мотивацию двоечника. Страдают лишь остальные дети, которые успели привыкнуть к педагогу, установить с ним контакт.