Проблемы от корней. Психолог пояснила, как проверить себя на детские травмы

Про детские травмы говорят часто и много — их склонны обвинять буквально во всем и все. Но вот есть ли они у человека на самом деле? И можно ли как-то проверить себя на них? Об этом aif.ru рассказала Анастасия Клименко, психолог, психотерапевт    
   

Так или иначе, каждый человек знаком с опытом травматических детских переживаний. Разница лишь в глубине травм и их влиянии на дальнейшую жизнь. Как говорят врачи, «нет абсолютно здоровых людей, есть недообследованные». Этот принцип можно применить и к детским психотравмам: они есть у каждого, важно только, насколько сильно они воздействуют на жизнь человека. Иногда человек может жить комфортно, не осознавая своей травмы. Но чаще, увы, именно из-за этих переживаний он страдает — и это влияет на повседневную жизнь, отношения и самоощущение.

Детские травмы — это эмоциональные или психологические последствия событий, которые произошли в детстве и которые человек не смог полностью пережить или осознать в тот момент. Эти переживания могут сохраняться и во взрослой жизни, даже если их влияние не всегда осознаётся. Основные детские травмы формируются в возрасте до 5-6 лет, а события, происходящие позже, часто становятся триггерами — повторяющимися травматичными ситуациями или сценариями, которые могут привести к ретравматизации, то есть повторному переживанию травмы в новых обстоятельствах.

Если в детстве человек пережил болезненные события, такие как недолюбленность, насилие или потеря близких, они оставили след в его психике. И нанесли психологические травмы. Взрослый может не помнить конкретные моменты, потому что психика прячет непереносимые переживания в глубинах бессознательного. Однако эти травмы можно выявить по их последствиям: они могут проявляться в виде страхов, проблем с самооценкой, трудностей в отношениях, в работе, а также в повторяющихся неосознанных реакциях на стрессовые ситуации.

Как проверить себя на наличие детских травм?

Обратите внимание на свое поведение и эмоциональные реакции. Поведение человека, пережившего детские травмы, часто является результатом неосознанных попыток справиться с болью, защититься от повторения негативного опыта или компенсировать неудовлетворённые потребности. Эти проявления могут различаться в зависимости от того, какая травма была пережита, насколько она глубока и в зависимости от личностных особенностей человека.

Топ-15 критериев оценки своего поведения на наличие детских психотравм

1. Избегание. Это может проявляться в эмоциональном избегании близости (боязнь серьезных отношений) или глубоких эмоций из-за страха быть преданным или раненым. Также сюда относится социальная изоляция — когда человек предпочитает одиночество и дистанцируется от общества, чтобы избежать возможного отвержения. И, конечно, это избегание триггеров: уклонение от травмирующих ситуаций, людей или воспоминаний, а также нежелание обсуждать болезненные темы (например, избегание разговоров о прошлом браке или детстве).

   
   

2. Чрезмерный контроль. Это характерная черта тревожных людей, которая часто уходит корнями в детство. Стремление контролировать всё вокруг — способ компенсировать чувство беспомощности, пережитое в прошлом, и создать иллюзию безопасности. Такой контроль может проявляться по-разному: в гиперконтроле партнёра в отношениях, в попытках управлять каждым аспектом жизни детей или коллег, а также в чрезмерном перфекционизме на работе. Однако вместо ощущения спокойствия такой подход зачастую усиливает тревожность и создаёт напряжение в отношениях.

3. Перфекционизм. Это постоянное стремление быть «идеальным» ради любви и одобрения. За этим стоит боязнь ошибок или критики, которые воспринимаются как угроза собственной ценности. В основе перфекционизма часто лежат травмирующие убеждения, сформированные в детстве: «Меня будут любить, только если я идеален», «Ошибка означает, что меня отвергнут, и я останусь ненужным», «Ошибаться — опасно и недопустимо». Такие установки заставляют человека стремиться к недостижимым стандартам, что приводит к эмоциональному истощению и чувству внутренней неудовлетворённости.

4. Созависимость. Это распространённая проблема у людей с детскими травмами, проявляющаяся в потребности угождать другим, часто в ущерб своим собственным желаниям и потребностям. Созависимые люди зависимы от одобрения окружающих, чтобы чувствовать свою значимость и ценность. Они часто не могут устанавливать личные границы, что приводит к попаданию в нездоровые отношения, где их потребности и чувства остаются на втором плане.

5. Гиперчувствительность. Люди с гиперчувствительностью часто проявляют чрезмерно сильные эмоциональные реакции на критику, конфликтные ситуации или любое неодобрение их действий. Они склонны воспринимать даже нейтральные или безобидные события как угрозу, что заставляет их постоянно находиться в состоянии обороны, даже когда нет реальной опасности. Это может привести к постоянному напряжению и затруднениям в отношениях, так как окружающие не всегда могут понять причину таких реакций.

6. Проблемы с самооценкой. Многие люди с детскими травмами сталкиваются с такой проблемой и часто ощущают себя недостаточно хорошими, недостойными любви или успеха. Они склонны к самокритике и самоуничижению, что мешает им принимать собственные достижения и положительные отзывы о себе. Комплименты или похвала могут восприниматься как неудобные или даже вызывающие недоверие, что только укрепляет их внутреннюю неуверенность.

7. Самосаботаж. Это неосознанное избегание успеха, счастья или удовлетворения, когда человек бессознательно мешает себе достигать своих целей. Например, он может откладывать важные задачи, разрушать отношения или отказываться от возможностей. Часто это проявляется в постоянной прокрастинации, особенно перед дедлайнами или в ситуациях, когда успех в задаче может привести к значительным изменениям в жизни. Такие действия часто обусловлены внутренним страхом перед переменами или неосознанным убеждением, что человек не заслуживает успеха.

8. Повышенная тревожность. Это частая спутница детских психотравм. Люди с повышенной тревожностью часто ощущают постоянное напряжение и ожидание негативных событий. Они беспокоятся о будущем и боятся изменений. Тревожность может стать устойчивым механизмом реакции на различные ситуации, если ребёнок наблюдает за тревожными реакциями своих родителей. Такое поведение может передаваться из поколения в поколение, укрепляя чувство неуверенности и страха.

9. Агрессия или раздражительность. Человек может проявлять вспышки гнева или раздражения, пытаясь защититься от предполагаемой угрозы, которая зачастую является мнимой. Агрессия может также быть способом подавить чувство уязвимости и внутренней неуверенности. Люди с такими проявлениями часто раздражаются в ответ на искреннюю похвалу или помощь, воспринимая их как насмешку или попытку «поставить их на место». Это поведение связано с трудностью принимать положительные эмоции или признание, поскольку оно угрожает их внутреннему чувству безопасности.

10. Зависимости. Использование психоактивных веществ, переедания, ухода с головой в работу — часто является способом подавления боли или избегания эмоций. Это попытка заполнить внутреннюю пустоту и убежать в мир, где можно отвлечься от реальных проблем или временно забыться. Зависимость становится способом справляться с непрожитыми чувствами, страхами или неудовлетворёнными потребностями, но вместо решения проблемы она лишь усиливает внутреннее напряжение и делает человека уязвимым.

11. Роль «спасателя». Человек может брать на себя избыточную ответственность за чужие проблемы, чтобы чувствовать себя нужным и важным. Часто роль «спасателя» принимают те, кто в детстве был вынужден рано вырасти, выполняя взрослые обязанности или лишаясь детства. Например, ребенок из дисфункциональной семьи, где один из родителей был зависим (например, от алкоголя), с ранних лет становится «взрослым» в доме. Во взрослом возрасте он продолжает брать на себя ответственность за других, зачастую забывая о собственных потребностях и пытаясь «исправить» или «спасти» партнёров или друзей.

12. Трудности с доверием. Таких людей отличает подозрительность и недоверие к людям из-за страха предательства. Из-за этого они склонны строить эмоционально дистанцированные отношения, избегая близости и сближения с другими. Этот барьер часто служит защитой от возможной боли, но в то же время мешает установлению настоящих доверительных связей.

13. Постоянная жертвенность. Ощущение, что жизнь несправедлива, — это яркое проявление жертвенности. Люди с таким ощущением часто не способны увидеть свою роль в происходящем и изменить ситуацию. Они позволяют другим оскорблять, унижать и обижать себя, не умея отстаивать личные границы. Такие люди часто имеют заниженное представление о нормах поведения, принимая неуважение и агрессию как норму в отношениях.

14. Ригидность или гиперприспособляемость. Человек с такой особенностью может проявлять либо чрезмерную упрямость и негибкость, либо, наоборот, стремиться к подчинению и полному приспособлению в любой ситуации. В первом случае он будет настаивать на своем мнении и избегать изменений, а во втором — легко терять свою идентичность, подстраиваясь под окружающих и забывая о собственных желаниях и потребностях.

15. Физические проявления. Частые соматические симптомы — постоянные спутники таких людей. Они могут страдать от головных болей, болей в спине, желудочно-кишечных расстройств, несмотря на то, что медицинские обследования зачастую не выявляют серьёзных патологий. Типичны также хроническое напряжение в теле и усталость, которые связаны с подавленными эмоциями. Например, в моей практике часто встречается случай, когда человек жалуется на постоянное напряжение в спине и шее. После исключения медицинских причин оказывается, что он находится «в боевой готовности» из-за стресса. В процессе работы выясняется, что клиент вырос в семье с жесткой дисциплиной, где он постоянно ожидал критики. Это напряжение стало его привычной реакцией на стрессовые ситуации.

Взрослая жизнь нередко сталкивает нас с ситуациями, в которых отголоски прошлого проявляются с неожиданной силой. Детские травмы — это не только болезненные воспоминания, но и скрытые механизмы, которые продолжают влиять на наше поведение, восприятие себя и отношения с окружающими. Понимание этих механизмов и работа с ними позволяют освободиться от старых моделей и начать жить более осознанно, справедливо и с уважением к себе.