Похвала – проблема – поддержка. Учимся давать обратную связь

Обратная связь – важный инструмент повседневной коммуникации. Для того чтобы она приносила пользу, а не превращала общение в бесконечную войну, нужно соблюдать простые правила.

   
   

Наш эксперт – психолог по личностным и детско-родительским отношениям, сертифицированный специалист по транзактному анализу Екатерина Олистрова.

Регулярность и своевременность

Предоставляйте обратную связь вовремя, не откладывайте до того момента, когда о ситуации все забудут или будет уже невозможно её изменить. Нужно не в конце четверти ругать ребёнка за плохие результаты, а регулярно проверять оценки и разбираться, почему не получается, объяснять, как вы относитесь к его проблемам с учёбой. 

Принцип ППП (похвала – проблема – поддержка)

Сначала похвала: «Как красиво стало в комнате после ремонта, ­но…», затем описание проблемы и конструктивная критика: «Осталось очень много мусора и строительных материалов, которые валяются по всей квартире», и, наконец, поддерж­ка и помощь: «Думаю, это несложно убрать, если взяться всем вместе». Позитивные начало и конец обратной связи мотивируют исправить недочёты и вселяют уверенность.

Конфиденциальность и публичность

Обратная связь – не только критика, но и благодарность. Но высказывать претензии лучше с глазу на глаз, а хвалить – публично. Если вы уже поблагодарили человека, но при этом никого не было, неплохо повторить ещё раз при всех. Это вдохновляет и создаёт позитивный настрой у всех, кто это слышит. 

Здесь и сейчас

Критиковать нужно что-то конкретное. Не стоит вспоминать все промахи за последние несколько лет, цепляться к мелочам и обобщать вину: «Ты всегда опаздываешь, за все 10 лет ни разу вовремя не пришёл, и твой сын то же самое делает». Такие высказывания, как правило, пропускаются мимо ушей. Так что это не обратная связь, а пустое сотрясание воздуха.

Игра в пинг-понг

Шарик – налево, шарик – направо. Обратная связь работает так. Позвольте и собеседнику дать вам обратную связь. Не игнорируйте его мнение и не настаивайте, чтобы он сиюминутно принял ваше. Люди не любят давления и начинают ещё активнее настаивать на собственном, даже ошибочном мнении. Фразы: «Я же говорил…», «Сразу было понятно…», «Я лучше знаю…» нужно исключить. Ответная реакция на них – апатия, упрямство и грубость. 

   
   

Важно!

Вы дали обратную связь во­время и по правилам, но ничего не изменилось – ребёнок продолжает приносить плохие оценки, после ремонта никто не убрался. Почему? Обратная связь – не волшебная палочка, а способ конструктивного и бесконфликтного взаимодействия с окружающими.