Жизнь так устроена, что развитие возможно только через кризис. Например, вы кормите ребенка с ложечки. Это занимает у вас, допустим, минут 20. Потом решаете, что пора его уже учить есть самого. Наступает момент, когда вы даете ему ложку и говорите: «Ешь». И тут начинается: каша в глаз, каша в стену, каша в вас. Кухня в пятнах, ребенок заляпан, вы в каше. Час он ест. Потом еще 2 часа вы отмываете кухню, ребенка, себя... Но проходит совсем немного времени, и вот — ребенок ест сам! А вы в это время делаете что-то другое. То же самое с кризисами развития.
Какие кризисы бывают?
В разных психологических школах выделяют различные кризисы. В каждом из них у человека появляется не только новая деятельность, но и закладываются те или иные характеристики личности. Например, в кризис одного года ребенок учится ходить и говорить. Ему становятся доступны все больше и больше мест для исследования. Он уже не так привязан к маме, может сам дойти до тех предметов, которые раньше либо не видел, либо они ему были недоступны. При удачном прохождении кризиса ребенок становится более автономным, у него формируется стремление управлять собой.
А при неудачном — именно тут закладываются сомнения в себе и своих возможностях, стыд за себя и свою деятельность, склонность к тревожности. В каждом из этих кризисов актуализируется вопрос «Кто я?».
Только поняв ответ на этот вопрос, можно оценить и узнать, чего я хочу. Если я «не пойми кто», то я и не знаю, «чего хочу».
Поняв «кто я», человек внутренне узнает, чего он хочет. То есть у него появляется курс движения. Например, в кризис одного года ребенок формирует внутренний ответ на вопрос «Кто я без мамы?». В подростковом возрасте ребенок отвечает на вопрос «Кем я стану, когда вырасту?» (выбирая профессию и вуз). В кризис смысла жизни (30 лет) актуализируется вопрос «А не ерунда ли это все?». Человек ставит под сомнение свои ценности, переосмысляет свои «правила жизни», ищет новый смысл. Кстати, в этот период очень хорошо начинать работать с ограничивающими убеждениями (подсознательные установки, мешающие человеку раскрыть свой потенциал полностью, ограничивают мышление и поведение жесткими правилами, порядками или мировоззрением, например: от судьбы не уйдешь — нечего и пытаться), менять их на поддерживающие (придают уверенности, сил и энергии, чтобы достигать намеченного, освобождают человека от рамок. Например: все, что ни делается, то к лучшему). Кризис 40 лет — так называемый «кризис средних лет» подсвечивает вопрос «А кем я стал, когда вырос?».
Чем продуктивнее прошел кризис 30 лет, тем менее ярким будет кризис в 40. Именно в период 30-45 лет люди очень часто осваивают новые профессии, задумываются о глобальных переменах в жизни. И в этот период проще всего поменять жизнь. Эрик Берн (автор транзактного анализа) говорил, что выйти из жизненного сценария, который складывается в возрасте трех-пяти лет, проще всего в три периода:
— подростковый возраст;
— кризис 30 лет;
— кризис 40 лет.
Поэтому, если вас что-то не устраивает в своей жизни — подумайте, результатом каких убеждений стала ваша жизнь? А дальше эти убеждения меняйте на помогающие, опираясь на которые вы придете к жизни своей мечты. Благодаря кризисам происходит развитие. В них формируется новое представление о себе и своих возможностях, меняется отношение к миру. Понимая содержание каждого кризиса и поддерживая те «зоны роста», которые он затрагивает, вы помогаете подростку и самому себе пройти его максимально продуктивно.