Необходимая «болезнь». Зачем человеку нужны возрастные кризисы?

Вряд ли можно встретить человека, который не слышал про кризисы возраста. Как минимум про кризис подросткового возраста или про кризис средних лет знают все. А что же это на самом деле такое и насколько такие кризисы полезны или вредны для человека? Об этом aif.ru рассказала бизнес-психолог Светлана Березова    
   

Жизнь так устроена, что развитие возможно только через кризис. Например, вы кормите ребенка с ложечки. Это занимает у вас, допустим, минут 20. Потом решаете, что пора его уже учить есть самого. Наступает момент, когда вы даете ему ложку и говорите: «Ешь». И тут начинается: каша в глаз, каша в стену, каша в вас. Кухня в пятнах, ребенок заляпан, вы в каше. Час он ест. Потом еще 2 часа вы отмываете кухню, ребенка, себя... Но проходит совсем немного времени, и вот — ребенок ест сам! А вы в это время делаете что-то другое. То же самое с кризисами развития.

Какие кризисы бывают?

В разных психологических школах выделяют различные кризисы. В каждом из них у человека появляется не только новая деятельность, но и закладываются те или иные характеристики личности. Например, в кризис одного года ребенок учится ходить и говорить. Ему становятся доступны все больше и больше мест для исследования. Он уже не так привязан к маме, может сам дойти до тех предметов, которые раньше либо не видел, либо они ему были недоступны. При удачном прохождении кризиса ребенок становится более автономным, у него формируется стремление управлять собой.

А при неудачном — именно тут закладываются сомнения в себе и своих возможностях, стыд за себя и свою деятельность, склонность к тревожности. В каждом из этих кризисов актуализируется вопрос «Кто я?».

Только поняв ответ на этот вопрос, можно оценить и узнать, чего я хочу. Если я «не пойми кто», то я и не знаю, «чего хочу». 

Поняв «кто я», человек внутренне узнает, чего он хочет. То есть у него появляется курс движения. Например, в кризис одного года ребенок формирует внутренний ответ на вопрос «Кто я без мамы?». В подростковом возрасте ребенок отвечает на вопрос «Кем я стану, когда вырасту?» (выбирая профессию и вуз). В кризис смысла жизни (30 лет) актуализируется вопрос «А не ерунда ли это все?». Человек ставит под сомнение свои ценности, переосмысляет свои «правила жизни», ищет новый смысл. Кстати, в этот период очень хорошо начинать работать с ограничивающими убеждениями (подсознательные установки, мешающие человеку раскрыть свой потенциал полностью, ограничивают мышление и поведение жесткими правилами, порядками или мировоззрением, например: от судьбы не уйдешь — нечего и пытаться), менять их на поддерживающие (придают уверенности, сил и энергии, чтобы достигать намеченного, освобождают человека от рамок. Например: все, что ни делается, то к лучшему). Кризис 40 лет — так называемый «кризис средних лет» подсвечивает вопрос «А кем я стал, когда вырос?».

Чем продуктивнее прошел кризис 30 лет, тем менее ярким будет кризис в 40. Именно в период 30-45 лет люди очень часто осваивают новые профессии, задумываются о глобальных переменах в жизни. И в этот период проще всего поменять жизнь. Эрик Берн (автор транзактного анализа) говорил, что выйти из жизненного сценария, который складывается в возрасте трех-пяти лет, проще всего в три периода:

   
   

— подростковый возраст;

— кризис 30 лет;

— кризис 40 лет.

Поэтому, если вас что-то не устраивает в своей жизни — подумайте, результатом каких убеждений стала ваша жизнь? А дальше эти убеждения меняйте на помогающие, опираясь на которые вы придете к жизни своей мечты. Благодаря кризисам происходит развитие. В них формируется новое представление о себе и своих возможностях, меняется отношение к миру. Понимая содержание каждого кризиса и поддерживая те «зоны роста», которые он затрагивает, вы помогаете подростку и самому себе пройти его максимально продуктивно.