Рассказывает доктор психологических наук, клинический психолог, профессор кафедры социальной психологии Московского государственного областного университета Ольга Овсяник.
Надо сказать, что избыточная критика — это наш национальный психологический феномен. Хвалить у нас не принято, а вот умение «поставить» человека на место, «пригвоздить» его, чтобы запомнил, очень ценится.
Яркий пример — недавно на научном конгрессе в прениях выступал русский ученый (с нейтральной, международной фамилией), который на прекрасном английском разнес докладчика «в пух и прах».
«Вы, наверное, из России?» — уточнил модератор конференции. И на вопрос, почему он так решил, уточнил: «Только русские критикуют с таким наслаждением».
Если на Западе, чтобы добраться до сути (например, причины отказа), приходится прорываться через заросли комплиментов (прекрасно оформление работы, нестандартная подача материала и т. д.), у нас, невзирая на достоинства, сразу переходят на недостатки.
Если во всем мире это называют (в зависимости от ситуации) либо грубостью, либо недипломатичностью, то у нас это считается искренностью, которая ценится выше «фальшивых» улыбок. Считается, что, если ты сделал хорошо, это в порядке вещей и поэтому не заслуживает благодарности, а вот если что-не так — будь готов «огрести» по полной.
Не плачь, маленький
В ситуации, когда каждый второй считает своим долгом откорректировать ваше поведение и указать, в чем вы неправы, не стоит хотя бы самому ругать себя.
Во-первых, в каждом из нас живет «внутренний ребенок», который в этот момент сжимается и хочет спрятаться. Это жалко, и, если практиковать это регулярно, можно убить в себя всякую инициативность.
Во-вторых, наш мозг устроен так, что он себя защищает — в том числе и от самих себя. Независимо от того, кто ругает вас — окружающие или вы сами, — мозг начинает заглушать эти плохие слова и всячески отвлекать вас от неприятной ситуации.
Каждый человек хоть раз в жизни готовился к экзамену, собеседованию и т. д. Вспомните мысли, которые крутились в вашей голове: «у меня ничего не получится», «я не сдам», «меня завалят».
Что происходит в такой ситуации? На первый план выходят проблемы, которые требуют немедленного решения. Мы вспоминаем, что сегодня последний день, когда нужно забрать заказ из магазина, что мы обещали маме починить замок в двери или навестить больную бабушку. Это мозг делает так, что мы физически не смогли заниматься делом, которое нам неприятно.
В критических ситуациях он вытесняет ситуацию до такой степени, что мы о ней забываем. Особо тревожные люди могут напрочь забыть, что им предстоит завтра.
Замечено, что есть особая категория граждан, которые в состоянии алкогольного опьянения часто начинают выяснять отношения с окружающими. Наговорив с «три короба» вечером, утром, протрезвев, не могут даже вспомнить, на кого набросились вчера. Этот отрезок информации начисто стирается у них из памяти. А если человек не помнит, за что он может поругать себя, получается, что ругать не за что.
И на все обвинения окружающих (как ты мог такое сказать?) он совершенно искренне отвечает — нет, такого не было, на меня наговаривают.
Детства не было
В таких случаях речь идет о так называемой моральной поблажке, которую нам дает наш мозг. И это благо. Если такая доводка срывается, у человека возникает мазохизм — бытовой, моральный, в крайних случаях сексуальный.
Иногда на консультации у психолога возникает такая ситуация. Человека просят рассказать о его детстве, а он отвечает: я помню себя только со второго класса. Это верный признак того, что мозг вытеснил травмирующую ситуацию, которая была у пациента в детстве. Получается, что детства у него как бы не было. Конечно, ничего не забывается. Воспоминание «заперто» на замок, а ключ выброшен. Работа психолога часто и заключает в том, чтобы «вытянуть» детские переживания и проработать их.
Чтобы избавиться от привычки себя ругать, нужно действовать от противного — то есть чаще себя хвалить. Хвалите себя за что-нибудь, только обязательно регулярно. Тогда «блоков» в голове будет меньше, а моральная поблажка — как антиблокировочная система в машине, предотвращающая блокировку колес при торможении, — будет включаться реже, потому что вы перестанете жать на тормоза слишком сильно. Психика станет более сбалансированной, а отношения с самим собой — лучше.