Юлия Борта, «ПРО Здоровье»: Пётр, а стоит ли вообще ребёнку давать деньги, ведь родители могут и сами купить всё, что ему нужно?
Пётр Дмитриевский: Обязательно! Задача родителей — обучить детей самым разным навыкам взрослого человека. Одни относятся к личной гигиене (чистить зубы, ходить в туалет), другие — к технике безопасности (переходить улицу), третьи — к нормам общения (здороваться, просить вещью попользоваться, говорить «нет»). Финансы — это тоже естественная часть взрослой жизни, поэтому рано или поздно ребёнка нужно обучать навыку обращаться с деньгами.
Помимо практической ценности управление деньгами — это та сфера, в которой человек учится ориентироваться в своих мотивах и управлять своим поведением. Это очень важная «игра» — ведь ресурсы у тебя ограниченны, а желаний много и они очень разнообразны. Как лучше сделать: потратить все деньги на конфеты или потерпеть месяц и купить аксессуар для велосипеда или карту памяти для своего смартфона? Потратить на себя или подарить книжку понравившейся девочке? На «полигоне» финансов родители могут поддержать развитие разных важных психических функций и качеств: воля, умение ожидать, щедрость, управление эмоциями.
— С какого возраста можно выдавать карманные деньги?
— Точный возраст назвать трудно. Критерием будет проверка: может ли ребёнок внятно ответить, зачем ему нужны личные средства и что он хочет на них приобрести? В данном случае важно не то, одобряете ли вы его выбор, а то, понимает ли он сам, что бы хотел купить.
Второй важный критерий — это владение ребёнка навыком самостоятельной покупки в магазине. Знает ли он, как найти кассу, как расплатиться, как посчитать сдачу?
Если ответ на оба вопроса «да», то деньги давать уже можно. Обычно это возраст выхода ребёнка из семьи в общество — то есть начало учёбы в школе или на год-два позже.
— Какая сумма наиболее приемлема?
— Сумма, конечно, зависит от материального положения каждой семьи. При этом следует понимать, что, приняв решение о выдаче карманных денег, родители не снимают с себя ответственности за обеспечение своих несовершеннолетних членов семьи. Карманные деньги — это деньги на дополнительные расходы, не связанные с основным питанием или одеждой.
Поэтому сумма не должна быть большой — это скорее материал для эксперимента, чем «жалованье». Но в то же время денег должно быть достаточно, чтобы на них можно было купить что-то приятное, а если поднакопить — и ценное. Важно при этом, чтобы в выдаче карманных денег соблюдался определённый ритм: например, каждый понедельник. Эта регулярность поможет ребёнку научиться планировать расходы.
— Некоторые родители выдают ребёнку деньги только за хорошие поступки (помощь по дому, хорошие оценки), а за плохое поведение (скажем, разбил вазу или окно в школе) заставляют платить из личных средств. Правильно ли это?
— Так же как ГИБДД не платит деньги водителям за дни, проведённые без нарушений правил, родителям не стоит оплачивать работу по дому и достойную успеваемость. При этом вполне можно отметить успешно «закрытую» четверть походом в развлекательный центр, праздничным ужином или какой-то интересной поездкой, но, опять-таки, лучше не деньгами, а событием.
Ошибкой будет штрафовать детей из их карманных денег за любую провинность. Однако, если ребёнок разбил в школе окно и школа требует заплатить за установку нового, эти расходы вполне логично разделить с ребёнком (часть платит родитель, а часть — виновник инцидента). Так он сможет на своём опыте почувствовать расставание с деньгами (и, соответственно, некоторыми планами) и в следующий раз, вероятно, будет более аккуратен.
— Можно ли отбирать ранее данные деньги, вещи или лишать обещанных за проступки?
— Уже подаренные вещи отбирать без предупреждения нельзя. У ребёнка должна быть уверенность в принадлежности ему его вещей. Нужно быть особенно аккуратными с вещами, не подаренными родителями, а самостоятельно купленными подростком.
Однако в семье могут быть приняты правила, касающиеся, например, успеваемости в школе или домашней работы, в случае нарушения которых последуют санкции, которые могут включать временную невозможность пользоваться гаджетом или временное сокращение еженедельной суммы карманных денег. Важно при этом, чтобы все сроки и суммы были известны детям заранее: решение о введении той или иной санкции нельзя объявлять по своей прихоти во время накала страстей.
— Что делать, если ребёнок тратит карманные деньги на чипсы, газировку, жвачки и прочую ерунду?
— Вы можете вводить определённые ограничения на пронос вредных, с вашей точки зрения, продуктов в квартиру. Однако нет смысла запрещать покупать то, что ребёнку нравится, за пределами вашего дома. Важно уважать право ребёнка на самостоятельное решение. Здесь придётся ограничиться объяснениями, почему вы считаете те или иные продукты вредными для здоровья, то есть сосредоточиться не на ограничениях, а на пропагандистской работе.
7 способов научить ребёнка копить деньги
1. Покажите пример планирования и накопления
Делитесь с детьми своими планами долгосрочных покупок. Например, идеей этим летом пристроить веранду к дому на даче, планами купить более вместительный автомобиль, решением купить новый телевизор. Расскажите, что это важная трата, но на неё невозможно найти денег сразу, придётся откладывать. Если ребёнок разделит привлекательность планов, можно рассказывать ему, какая часть суммы уже накоплена.
2. Приобретите копилку
Для того чтобы не растерять и не растратить отложенное, маленьким детям лучше купить копилку. Так у них появится конкретное место, куда они будут откладывать свои накопления. Выдавать карманные деньги следует мелкими купюрами, для того чтобы ребёнок мог визуально распределить имеющиеся средства и сопоставить со своими желаниями.
3. Заведите журнал желаемых покупок
Сначала помогите ребёнку своими расспросами сфокусироваться на своих решениях. Проявите интерес к тому, как ребёнок выбирает, как распоряжаться своими карманными деньгами. Через свой интерес вы поможете ему совершать выбор не на автомате, а более взвешенно. Родители не должны подталкивать ребёнка к тому или иному решению, но могут предложить участие в обсуждении приоритетов и способов достижения задач. В журнале покупок напишите, что лучше купить сразу, а что может подождать. Подсчитайте вместе, сколько времени нужно копить и не тратить карманные деньги, чтобы приобрести ту или иную вещь.
4. Обучайте бережливости
Учите детей внимательно относиться к деньгам и ресурсам в целом. Выключайте свет при выходе из комнаты, не допускайте неблагоразумного использования воды. Изучайте вместе счета за коммунальные услуги. При этом не ударьтесь в жадность. Праздники, поездки — тоже важная часть жизни человека.
5. Будьте ритмичны в выдаче денег
Например, можно выдавать деньги в начале недели. Если ребёнок превысит лимит на развлечения в течение недели, то на выходные ничего не останется. Ребёнок также получает и обратный опыт: если не купить лишнюю шоколадку сразу же, то под конец недели сможет купить что-то большее.
6. Поощряйте подработки
Подростка следует поощрять к тому, чтобы подзаработать самому, например, во время летних каникул. Для этого родители могут расспросить своих знакомых, нет ли у них вакансий. Возможность самому заработать даёт подростку важный опыт взрослости: он столкнётся с необходимостью выполнять договорённости, синхронизироваться с другими работниками и их задачами.
7. Подростков можно привлекать к обсуждению семейного бюджета и покупок
Определите вместе основные статьи расходов: покупка одежды, коммунальные платежи, обслуживание автомобиля, досуг, учебные курсы. Предложите присоединиться к составлению списка продуктов перед походом в магазин: заглянуть в холодильник и оценить, что будет необходимо семье в ближайшую неделю. Ребёнка постарше можно попросить осуществить закупки самостоятельно. Хорошей идеей будет взять детей с собой и вместе сравнивать продукты по весу, цене за килограмм, искать, какие продукты более дешёвые, как они отличаются по качеству. Вместе с ребёнком подросткового возраста планируйте также семейный отпуск, поручая ему поискать выгодные тарифы авиабилетов, номеров в гостинице и аренды автомобилей.
Как бороться с истерикой в магазине?
Причина истерики — физиологическая: утомление, голод.
Нужно отложить покупки. Плохое настроение ребёнка не исправить уговорами или угрозами. По магазинам нужно ходить, когда ребёнок отдохнувший, здоровый и сытый.
Ребёнок капризничает на публике ради эксперимента.
Нужно лишить «актёра» зрительного зала: выходите на улицу. Важно не привлекать к решению проблемы других покупателей.
Проверка: сколько у меня есть власти над родителем?
Не следует поддаваться на провокацию: уступка закрепит опыт удовольствия от манипулирования.
Уступая истерикам, вы формируете у ребёнка отрицательные черты: капризность, избалованность, эгоистичность и агрессивность.
Попробуйте взять за правило: пока он истерит, вы с ним никак не общаетесь, в том числе и не ругаете.
Незрелость ребёнка. Некоторым детям видеть магазинное изобилие — слишком большое искушение.
В этом случае лучше какое-то время не ходить в магазин с ребёнком и повторить эксперимент через месяц-два.
Используйте магазин как игровое, педагогическое пространство.
Предложите ребёнку право выбора: к примеру, какой купить йогурт или сок. Попросите найти огурец или хлеб. Поручите сравнить содержимое тележки со списком. Если ребёнок не умеет читать, сделайте список в виде картинок.