Наталья Кожина, АиФ.ru: Если не брать в расчет тех, кто пытается нажиться на перепродаже новых iPhone, как вы считаете, что мотивирует других людей стоять несколько суток за новым телефоном в очереди?
Анна Хныкина: Мечта. Это незабываемая и очень мощная эмоция, когда ты долго и сильно чего-то хочешь, а потом наконец-то получаешь. Люди готовы за нее переплачивать, стоять в очередях и даже терпеть какие-то лишения.
— Мечта получить новый iPhone первым?
— Не совсем так. Вы абсолютно точно не увидите в очереди на Тверской тех, у кого реально есть большие возможности. Они купят этот несчастный телефон потом, когда шумиха спадет, и тоже будут в числе первых обладателей очередной дорогой игрушки. Такие люди любят, могут и умеют быть первыми, у них это реально получается, им не нужно ничего никому доказывать. На Тверской же стоят те, кто мечтает принадлежать к категории сильных и уверенных, но на самом деле в нее не входит. У них есть установки: «Я должен быть первым, я должен казаться лучше, богаче...» Но быть и казаться — это разные вещи.
— Какой-то странный способ стать первым и лучшим благодаря iPhone, вам так не кажется? Неужели добиться этого нельзя иначе?
— Конечно, можно, но это самый простой вариант, хотя и не единственный. Еще один верный способ — это сфотографироваться, например, с Андреем Малаховым или любой другой звездой, а потом выложить кадр в Instagram, подписав: «Андрей, как приятно иногда с тобой встречаться». Это создает у других людей иллюзию, что человек не просто очередной фанат, который попросил Малахова сделать селфи, а они реально дружат. Хотя это абсолютно не так.
— Еще как можем. Им нечего делать. Проблема того не стоит, iPhone — это не паек в военное время, когда не было другого выхода, кроме как стоять в очереди. Стоять несколько дней за новым телефоном, который можно будет купить чуть позже в свободном доступе, — это какой-то бред сегодняшнего дня, это могут делать либо подростки, либо «слишком свободные люди», т. е. бездельники.
— Есть ли разница между теми, кто стоит за новым iPhone, и теми, кто стоит за какими-нибудь кроссовками от Канье Уэста?
— Нет никакой разницы. Люди в 2018 году добровольно стоят в очереди ради новых кроссовок или телефонов для себя даже не с целью заработка. Просто хотят доказать окружающим, что они чего-то стоят. Сделать заметными свои внешние достоинства.
— В крупных городах, конечно, процентное соотношение таких людей выше. Здесь действительно многие оценивают друг друга по одежке. Вполне логично, что находятся те, кого легко заманить в эту игру: «Какой у тебя iPhone, какая у тебя сумка, на чем ты ездишь...» У таких людей психика подвержена конкуренции, они недолюблены, зависят от мнения окружающих и не могут чувствовать себя спокойно (а тем более — радоваться жизни), когда у других больше денег, возможностей и вещей, чем у них. Поэтому они стараются стать первыми счастливыми обладателями нового iPhone в надежде на волну восхищения, признания и любви.
— Насколько эти люди психически здоровы?
— Они нормальные. Возможно, с пограничной структурой личности, но точно не являются опасными для окружающих. Просто им гораздо тяжелее жить. Им можно по-доброму посочувствовать. Я лично в таких случаях всегда думаю: «Пусть лучше у человека будут такие проблемы, чем действительно что-то серьезное и нерешаемое».
— Со своей безграничной страстью к самоутверждению с помощью дорогих вещей можно что-то сделать?
— Конечно, в этом случае хорошо помогает любовь, когда человека окружают заботой. Любовь — это лучшее лечение, какое только можно придумать. Если вы будете достаточно долгое время в любящих руках и в крепких отношениях, потребительское стремление казаться лучше может пройти. Эта формула актуальна как для мужчин, так и для женщин.