Недавно в Воронцовском парке неизвестный зарубил топором 46-летнего мужчину. Ещё одно нападение с топором произошло на улице Миклухо-Маклая, пострадал молодой человек — 22-летнему парню, несмотря на ранение, удалось убежать. Эксперты не исключают, что эти эпизоды могут быть связаны.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Анна, что происходит с психикой людей осенью?
Анна Хныкина: Осенью и весной происходят так называемые обострения, их провоцирует смена сезонов. Конечно, речь не идёт о том, что 1 сентября все сходят с ума, нет, дело не в календарной осени, обострения происходят тогда, когда природа начинает трансформироваться. Посмотрите в окно: я говорю о том, что происходит на улице конкретно в данный момент. Несколько дней назад у нас было бабье лето — всё было хорошо, а сейчас начался занудный, мрачный, дождливый переход из света во тьму, из лета в зиму, в такие моменты у людей может что-то «переклинить» в голове. Мы каждый год с вами говорим об осенней депрессии.
— Человек взял топор и пошёл убивать, ничего себе депрессия...
— А вы думаете, суицидальные мысли у людей возникают на фоне большой радости? Конечно, этому способствует депрессия. Ощущение, что всё плохо, возникает на фоне тотальной безнадёжности вокруг. Обменные процессы (гормональные) сопряжены с сезонностью, это своеобразные «пляски гормонов», приводящие отчасти к депрессивному состоянию, которое в свою очередь требует какого-то разрешения, каких-то действий, чтобы всё это закончилось.
Когда ко мне приходит потенциальный суицидент и говорит, что он может совершить самоубийство, мы на первой же сессии пишем с ним расписку, что до тех пор, пока он находится в терапии, он не совершит убийства себя или кого-то другого. По сути дела, когда человек убивает себя или бежит с топором на кого-то другого — это идентичные вещи. В глубинном смысле для психики неважно, кого ты убиваешь, главное, что ты делаешь это. Маньяку по большому счёту всё равно, кому он причиняет зло: самому себе или другому человеку. Просто его душа просит убить нечто, что сейчас является непереносимым, у таких людей это часто выражается как проекция, т. е. он свою внутреннюю часть видит снаружи в ком-то и хочет с ней быстро разобраться.
— Как родные могут понять, что близкий человек находится на грани и способен кого-то убить?
— Люди, которые страдают тяжёлыми психическими расстройствами, скрыть от родных это никак не могут. Более того, когда родные в курсе, что у человека заболевание с самого детства, они лучше нас с вами знают про осенне-весенние обострения и всегда приглядывают за своими близкими, которые могут попасть в опасную ситуацию: пока не закончится переход сезона, может быть «цыганочка с выходом». А значит, за такими людьми нужно присматривать, с ними нужно беседовать, их нужно встречать с транспорта и т. д., за ними нужно смотреть, как за подростками.
— Я бы даже сказала, как за детьми...
— За подростками нужно внимательнее смотреть, чем за детьми, потому что они ещё и врут ко всему вдобавок.
Я напомню, что, кроме тяжёлых психических расстройств, бывают ещё и расстройства средней тяжести, как, например, «обычные истерики» с битьём посуды, т. е. некая несдержанность, распущенность, которая как заболевание не рассматривается. Мы должны помнить, что даже если мы не состоим на учёте, всё равно в этот период нужно и за собой присмотреть тоже. Психическое обострение может быть у всех, не только у тяжелобольных людей, поэтому рекомендую в это время года попить витамины, лёгкие антидепрессанты (по назначению врача), сходить к неврологу, пересмотреть своё питание и т. д. Нужно смотреть за собой, за своими близкими, терпимо принимать ситуацию. Сейчас всем тоскливо и плохо, такая пора, пока снег не ляжет — всех будет «потряхивать».
— На улице можно опознать человека, который представляет опасность?
— Человека психопатического склада нельзя вычислить по глазам на улице, проходя мимо, — это всем понятно. Но если есть контакт, возможность пообщаться, то психо- и социопатию можно вычислить как по неадекватному реагированию в принципе, так и по отсутствию нормального стыда за совершённые плохие поступки, т. е. когда ты создаёшь кому-то дискомфорт, но стыда при этом не испытываешь.
— Давайте спроецируем это на какую-то ситуацию, чтобы было понятней.
— Например, подросток украл из карманов одноклассников все деньги, его спрашивают: «Как ты так мог?». Он отвечает: «А что такого? Я что, один так делаю?». Хроническое отсутствие стыда за содеянное — яркий признак социопатии. Возможно, пример с подростком не самый удачный, потому что у них в принципе всё идёт по кривой, на протест, на отделение себя от всего, абсолютное большинство находится в очень неустойчивом психическом состоянии. Это связано с сильной перестройкой личности в данный период, поэтому к детям в этом возрасте нужно относиться внимательно и с терпением.
Вообще хочу сказать, что маньяк — это не обязательно дядька с похотливым взглядом и брызжущей слюной, в «специальном плаще», визуально он никак не выделяется из толпы.
— А почему людям с неустойчивой психикой так нравятся парки, ведь в городе полно безлюдных мест?
— Потому что там больше возможности просто дать жертве по голове и куда-то оттащить. Когда парков не было, излюбленным местом маньяков были леса. Парк — это современное представление леса в нынешней городской культуре. Там нет тотального контроля, как, скажем, в городе, где каждый нормальный подъезд оборудован камерой.
— Человек, который напал на мужчин на юго-западе столицы, орудовал топором. По тому, какое орудие выбирает маньяк, о нём можно что-то сказать?
— Да. Значит, человек придумывал, что сделать, как ударить, даже топор где-то раздобыл. Смотрите, есть люди, которые с собой возят биту в машине, почему биту? А потому, что если кто-то спросит о ней, всегда можно сказать, что играешь в бейсбол, это наличие некоего оправдания. Если встретить человека с топором в парке, что он вам может сказать? Я пришёл рубить дрова в лесу? Нет, конечно. Получается, что такой человек даже не собирался, даже не планировал оправдываться. У него даже мысли не возникло о том, что это придётся делать — нести ответственность за содеянное. Вот этим и отличаются психо- и социопаты.
— Почему топор, а не нож, например?
— Ну, видимо, опять потому же: ему даже в голову не приходило, что это как-то неадекватно — в городской местности с топором гулять...
— Как обезопасить себя от маньяка, если это, конечно, вообще возможно?
— Я буду сейчас говорить очевидные вещи, но, тем не менее, они действуют: не ходите по безлюдным местам, постарайтесь особенно в это время года выбирать дороги максимально ясные, понятные, наполненные людьми, хорошо освещённые. Узнайте, где есть камеры, и ходите там, потому что высока вероятность того, что маньяк тоже знает о наличии этих видеоустройств. Важный момент: как маньяки выбирают, на кого напасть? Они вычисляют жертву по походке, по взгляду, по внешнему виду. Выглядите уверенно, ходите с прямой спиной и поднятой головой, поменьше сумок (когда все руки заняты, вы не сможете ничего сделать), не пишите в социальных сетях, когда идёте по дороге, — если вы находитесь в смартфоне, вы ничего вокруг себя не видите и вам проще всего дать по голове. Соломку везде не постелить — понятно, но там, где вы можете обеспечить себе безопасность, сделайте это уже сегодня!