Медики поняли: надо срочно учить россиян спасаться от «жареного солнца больших городов». И прежде всего особые рекомендации должны получить люди, которые не могут похвастаться крепким здоровьем.
Градус болезни
Волна жары — так называют дни, когда среднесуточная температура воздуха (не дневная и не ночная, а именно средняя) превышает привычную для данной широты. Например, на параллели Москвы волна жары фиксируется при среднесуточной температуре более 23,9 градуса. Именно в этот момент происходят многие неприятности по части здоровья.
Памятным летом 2010 года в Москве насчитали 55 дней повышенной температуры. Тогда в 31 регионе страны от изнуряюще высоких температур не было отдыха даже ночью, а вдохнуть полной грудью не позволяли горящие торфяники. От пожаров в город потянулся дым. Плотная мгла из сажи, гари, токсичных веществ укутала столицу. В Москве концентрация оксида углерода превысила предельно допустимую в 3,8 раза, диоксида азота — в 3,3, а в области — соответственно до 4 и 7 раз. И на всей территории температурной аномалии прирост смертности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 55 процентов, то есть можно предполагать, что 44 тысячи человек ушли из жизни из-за жаркой погоды. Чаще всего смерть случалась от болезней систем кровообращения.
Кому хуже всех
Конечно, от солнцепёка и духоты страдают все. Но для некоторых из нас такие погодные сюрпризы очень опасны.
Больше всех рискуют одинокие пожилые люди, которых никто из близких не навещает. Старики вообще плохо переносят жару, поскольку у них происходят возрастное обезвоживание организма и нарушение системы терморегуляции. Наверное, вы замечали, что пожилые меньше потеют. А ведь испарение жидкости с поверхности тела приводит к охлаждению — пот защищает организм от перегрева внутренних органов.
Уязвимы малыши до четырёх лет. Они активнее взрослых, ни минуты не сидят на месте, больше времени проводят на открытом воздухе, а их лёгкие более чувствительны к загрязнённому воздуху.
Любопытно, но худые люди переносят жару хуже, нежели полные, потому что жировая клетчатка защищает организм от перегревания, словно узбекский стеганый халат. Но не стоит путать просто полноту и абдоминальное ожирение (когда жир концентрируется на животе), при такой проблеме высокая температура на улице — существенный фактор риска.
Понятно, что в загазованной среде жара становится невыносимой, поэтому к категории счастливчиков можно отнести тех, кто проживает в зелёной зоне, а не рядом с автотрассой. Жару тяжелее переносить в высотном бетонном здании, особенно на верхних этажах, ближе к раскалённой крыше. Возникают также островки тепла — микрорайоны городской застройки, которые нагреваются сильнее окружающей местности и не остывают за ночь.
И, конечно, тягостнее всего приходится людям, больным ишемической болезнью сердца, гипертонией, сердечной недостаточностью, бронхолёгочными заболеваниями, диабетом, нарушениями мозгового кровообращения, психическими нарушениями, в том числе депрессией.
Опасная таблетка
Для людей с хроническими заболеваниями доктора приготовили особые рекомендации. И прежде всего они касаются лекарств, которые принимает пациент.
Во‑первых, хранить их надо не в тумбочке у кровати, а на стенке холодильника (если нет особых рекомендаций). Медикаменты могут изменить свои свойства при высокой температуре.
Во‑вторых, ни в коем случае нельзя самостоятельно отменять препараты. Дело в том, что в жару происходит некоторое снижение уровня артериального давления — таким способом организм защищается от высоких температур. Адаптационная гипотония безобидна, если не сопровождается головокружением и выраженной слабостью. Но если симптомы появились — срочно к врачу. Помните, гипотония становится опасной, если гипертоник, обрадовавшись нормальному давлению, устраивает себе лекарственные каникулы. А вдруг в этот момент наступит похолодание и артериальное давление тут же подскочит? Результат — криз, инфаркт, инсульт. Именно с этим связан наплыв пациентов в поликлиники после окончания дачного сезона. В очередях перед кабинетами докторов — те, кто летом никаких таблеток не принимал. Поэтому в жару человеку с хроническими болезнями нужно обязательно обратиться к врачу, который внесёт коррективы в лекарственную терапию — назначит правильные таблетки и другие дозы.
В‑третьих, в жару приём некоторых лекарств становится опасным. Наиболее вредные летом препараты — диуретики и аспирин, вызывающие самые разные осложнения. Поэтому ни в коем случае не назначайте сами себе эти лекарства. Их может прописать только врач! Обратиться к доктору придётся, если вы принимаете и другие препараты. Например, симпатомиметики и антигистаминные препараты, которые нарушают теплоотдачу, подавляют работу потовых желёз. Седативные и обезболивающие средства тоже снижают восприятие тела. Даже парацетамол не стоит принимать, когда на улице плюс 30. Но, как только жара спадёт — в конце сентября — октября, — надо опять посетить врача: провести коррекцию в лекарственной терапии и других рекомендациях.
Лекарства от зноя
Оказывается, есть и такие. Пережить высокие температуры помогут так называемые адаптогены. Среди них — препараты, восполняющие дефицит магния и калия, который испытывает организм в жару. Потеря калия — прямая дорожка к нарушениям ритма сердца, к судорогам. Если нехватку ликвидировать — риск сердечно-сосудистых проблем уменьшается. А магний — элемент, который возвращает нам спокойствие, убирает тревожность. Жара — это большой стресс для организма, именно магний поможет его пережить.