Врёшь, не возьмёшь! Новое в лечении рассеянного склероза

Наши эксперты:

   
   

вице-президент Российского комитета исследователей рассеянного склероза и президент, генеральный директор Общероссийской общественной организации инвалидов – больных рассеянным склерозом, доктор медицинских наук профессор Ян Власов;

президент Российского комитета исследователей рассеянного склероза, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики лечебного факультета РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России, доктор медицинских наук, врач высшей категории Алексей Бойко.

Рассеянный склероз (РС) – это аутоиммунное заболевание, при котором сама иммунная система, должная в норме защищать организм от любых повреждающих факторов, начинает проявлять необъяснимую агрессию к своим же собственным тканям. В данном случае она разрушает миелиновую оболочку нервных волокон в головном и спинном мозге, вызывая серьёзнейшие повреждения центральной нервной системы. В результате нарушается проведение импульсов от одной клетки головного мозга к другой. Со временем из-за этого больные теряют способность ходить, а иногда даже видеть и говорить.

«Предпочтение» молодым

Дебют этой опасной болезни у большинства людей не вызывает настороженности. Ведь её начальные симптомы обычно не внушают тревоги. Повышенную усталость, слабость в руках и ногах, проблемы со зрением сами больные часто списывают на проблемы с позвоночником (дорсопатии), стрессы, недосып. Но ведь именно так может начинаться и рассеянный склероз, который чаще всего выбирает именно молодых (обычно возникает в возрасте 25–40 лет). Это заболевание – вторая по частоте причина инвалидности (после травм) у людей молодого возраста. К сожалению, очень часто об истинном положении вещей пациенты узнают с большим опозданием, так как врачи обычно ставят более распространённые диагнозы.

Проведение дорогостоящих аппаратных исследований – тоже ещё не гарантия выявления болезни. Ведь даже МРТ головного мозга ту же самую картину, что и при рассеянном склерозе, может давать при 30 разных заболеваниях. Поэтому, по признанию врача-невролога, доктора медицинских наук Алексея Бойко, когда к нему обращаются пациенты с такими симптомами, в половине случаев он ставит диагноз «рассеянный склероз», а в половине снимает его. Но запоздалая и неверная диагностика этой болезни – отнюдь не только российская проблема. Известно, что, например, в Америке более 20% людей, получавших лечение от рассеянного склероза, на деле не имели этой болезни.

Всё хуже и хуже

В мире рассеянный склероз диагностирован у 2,3 млн людей. В России, по оценкам специалистов, таких больных не менее 150 тысяч человек. Большая часть из них страдает рецидивирующим рассеянным склерозом (РРС), течение которого проходит с периодами рецидивирующей формы болезни, характеризующейся обострениями, сменяющимися ремиссиями, – то есть спокойными периодами, когда состояние больных улучшается. Но со временем нарушения всё равно накапливаются, и заболевание неуклонно прогрессирует, появляются новые или усугубляются уже имеющиеся симптомы. Тем не менее благодаря своевременной диагностике и правильно назначенному лечению врачам удаётся сдерживать развитие патологии.

   
   

Другое дело – вторая форма болезни, которая носит название первично-прогрессирующий рассеянный склероз (ППРС). Она встречается гораздо реже – примерно у 10–15% больных, но протекает тяжелее. При этой форме явных обострений не бывает, но и периодов ремиссии тоже. Болезнь прогрессирует с самого начала, причём существенно быстрее, чем при рецидивирующей форме. При РРС от появления первых симптомов до того момента, когда пациент теряет способность самостоятельно передвигаться, в среднем проходит 22 года, а при ППРС – около 10 лет.

Шаг вперёд

В 2008 году рассеянный склероз вошёл в государственную программу «Семь нозологий», по которой пациенты с наиболее распространённой, рецидивирующей, формой болезни смогли бесплатно получать лекарства из группы ПИТРС – препаратов, изменяющих течение рассеянного склероза. Но у людей с первично-прогрессирующим заболеванием эти лекарства просто не работают. Поэтому их назначение, в данном случае, пустая трата бюджетных денег (притом немалых – как минимум 150 тысяч рублей на курс).

Помочь таким пациентам врачи долгое время были не в состоянии – ведь поддерживающее симптоматическое лечение и физическая реабилитация могли лишь немного снизить мышечный тонус, но не замедлить развитие болезни. До сих пор нигде в мире не существовало лекарств с доказанной эффективностью при такой форме болезни. Сегодня благодаря регистрации в России инновационного препарата Окрелизумаб у российских пациентов с таким диагнозом появилась возможность отсрочить развитие инвалидности. По клиническим исследованиям, при приёме этого лекарства скорость прогрессирования болезни снижается на 24%. А по наблюдению врачей, на фоне терапии у трети пациентов вообще отсутствуют какие-либо признаки прогрессирования заболевания, то есть возникает состояние, сравнимое с ремиссией. Кроме того, Окрелизумаб показал более высокую эффективность (на 50% выше, чем у ПИТРС) и в отношении рецидивирующего рассеянного склероза. У 9 из 10 пациентов, проходивших лечение, отсутствовало прогрессирование болезни, что подтверждалось не только клинически, но и на МРТ.

Препарат Окрелизумаб представляет собой моноклональное антитело к особому белку, который связывается с B‑лимфоцитами (клетками иммунной системы) и запускает процесс их уничтожения. Несмотря на то, что лекарство очень дорогое (ожидается, что годовой курс будет стоить более миллиона рублей), есть надежда, что оно войдёт в перечень жизненно необходимых лекарственных средств и каждый больной сможет получить его бесплатно, что даст возможность этим людям воплотить в жизнь задуманное: строить карьеру, создавать семью да и просто нормально жить.

Симптомы рассеянного склероза:

  • ​Повышенная утомляемость. Есть у 90% людей с этим диагнозом.
  • Слабость в ногах.
  • Онемение конечностей и других участков тела.
  • Головная боль.
  • Проблемы со зрением (более чем у 25% пациентов).
  • Депрессия (в 2 раза чаще, чем у остальных).
  • Нарушения работы мочевого пузыря (как минимум у 80% пациентов).