Илон Маск рассказал в интервью CNN, что лечится от депрессии. Не чаще двух раз в месяц принимает препараты, которые помогают «избавиться от негативного настроя». По словам миллиардера, это связано с очень напряженным бизнесом, так как ему приходится работать по 16 часов в сутки.
Вообще отношение к депрессии и антидепрессантам в Европе и США отличается от общепринятых представлений в России, где сам поход к психиатру уже воспринимается как нечто из ряда вон. Условно, если у человека не шизофрения, то и психиатр не нужен.
Принимают даже дети
На Западе подход другой. По разным данным, от 12 до 25% американцев принимают антидепрессанты и противотревожные средства. Например, по информации Национального центра медицинской статистики США, около 13% американцев старше 12 лет принимают антидепрессанты. Здесь нет опечатки. Все именно так — антидепрессанты в США могут выписать вполне легально даже детям.
По словам биолога, выросло поколение молодых людей, которые только закончили школу и периодически сидят на антидепрессантах. «Они росли, окруженные чрезмерной заботой, как цветочки в парнике, — говорит биолог. — Любое дуновение ветерка в виде малейших жизненных проблем их может “срубить”, вывести из себя. И на помощь приходят антидепрессанты. Я считаю, что это опасная тенденция».
Антидепрессанты назначают терапевты
И если уж для детей такое в порядке вещей, то что говорить про взрослых. В некоторых штатах у врачей есть инструкции, согласно которым даже на терапевтическом приеме должны выявляться признаки депрессии и приниматься превентивные меры. Обычно первоначальный опрос и сбор информации проводит не врач, а медсестра. В числе обычных мероприятий типа измерения роста, веса и т. д. пациенту вручают карточку, на которой большими буквами написан примерно такой текст: имеются ли у вас суицидальные мысли и не хотите ли вы поговорить с кем-то по поводу суицида? Карточку дают молча на тот случай, если вдруг пациент в очень плохом состоянии, и его даже разговор может вывести из себя. Для жителя России звучит как бред, но это американская практика. Видимо, на то есть основания, чтобы бороться с сиуцидами таким способом.
Вообще вопросы о депрессии на приеме американского врача задаются всегда. Условно, разговор может быть такой: «Как у вас дела на работе? — Да ужас просто, загруженность дикая. — Хотите, мы вам антидепрессанты выпишем?» И это обычный терапевт. То есть антидепрессанты в США — частое, почти обыденное назначение.
«Конечно, бывают ситуации, когда эти препараты людям нужны, — отмечает Анча Баранова. — Если у человека клиническая депрессия, ее надо лечить, без всяких сомнений. Но такая широкая раздача антидепрессантов терапевтами направо и налево может привносить вклад в увеличение деменции в более пожилом возрасте. Есть научные работы, которые показывают, что такие закономерности негативного влияния антидепрессантов на мозг есть. Я, как биолог, не рекомендовала бы принимать такие препараты без очень веской причины. К сожалению, в народе нет в отношении них настороженности. Эти препараты считаются как бы безвредными. К слову, к тем же обезболивающим уже есть настороженность. Люди боятся привыкания, серьезных проблем, задают вопросы: “Доктор, вот эти таблетки мне мозг затуманивают, может, я не буду их принимать или могу сократить число дней приема?”».
Что принимает Илон Маск?
Интересно, что Илон Маск, говоря о лечении депрессии, упомянул, что принимает препараты не больше двух раз в месяц. Однако антидепрессанты обычно назначаются курсами.
«Маск сказал не про антидепрессанты, а про кетамин, — утверждает биолог. — В России этот препарат разрешен только для наркоза во время операций, в иных случаях его применение может быть расценено как употребление наркотических веществ. В Америке официально есть кетаминовая терапия, которая считается антидепрессантной. Если врач выявляет показания — депрессивные наклонности, то может ее назначить. Сделал человек пару раз в месяц укольчик и отдохнул как бы, снял напряжение. Есть у Маска реально депрессия или нет, мы не знаем. Если врач ее нашел, наверно, имел основания. Так что ничего противозаконного он не делает. Так как кетаминовая терапия экспериментальная, страховка ее не покроет. Но человек может за нее заплатить. Почему он выбрал кетамин, а не антидепрессанты, тоже можно понять. Наверняка он заказал аналитический обзор. А в нем ему, допустим, написали, что, если много употреблять антидепрессантов, есть шансы получить раньше времени старческую деменцию. И в качестве альтернативы предложили кетамин».