Все живое на Земле обладает способностью к самоизлечению. Оглянитесь вокруг: сосны и ели «плачут» пахучей смолой, затягивая трещины на своей коре, собаки и кошки вылизывают раны, помогая их заживлению. А что же человек? Как он научился врачевать себя и других? Возможно, это случилось, когда он опустил обожженную у костра ногу в ледяную воду ручья или когда приложил к ней шершавый листок, почувствовав, как стихает боль.
Разделенные тысячами километров лесов, гор и пустынь, люди не только говорили на разных языках и следовали разным обычаям, но и по-разному лечились. Так сформировались две непохожие, практически противоположные системы: западная и восточная.
Логика и эксперимент
Древние государства Средиземноморья, Эллада и Рим стали колыбелью современной европейской цивилизации. Первые лекари, асклепиады (жрецы бога-врачевателя Асклепия) рассматривали болезнь как «кару богов» и старались исцелить больного с помощью магических ритуалов. Тем не менее они применяли массаж, гимнастику, лечение ваннами и обливаниями. Постепенно складывались первые врачебные школы, к одной из которых принадлежал величайший врач античности Гиппократ. Согласно канонам его школы болезнь есть результат неправильного образа жизни (дурных привычек, обильных возлияний и трапез, неумеренности в сексе). Насколько прав оказался «отец медицины»!
В эпоху Римской империи развиваются педиатрия, акушерство и гинекология, высочайшего для того времени уровня достигает хирургия. Совершенствуются санитария и гигиена: во многих крупных городах строятся грандиозные общественные бани (термы), водопровод и канализация. Знаменитые древнеримские врачи Авл Корнелий Цельс и Гален вводят медицинские термины, которыми врачи во всем мире пользуются до сих пор, а латинский язык становится языком медиков во всей Европе, в том числе и в России.
Гениальные Гиппократ, Цельс и Гален прежде всего пытались заглянуть внутрь человеческого организма, увидеть «что там внутри и как работает?» и отвергали все, что нельзя было проверить и подтвердить экспериментально. Поэтому зачастую подход к пациенту был довольно прямолинейный: организм человека – механизм, если сломалась деталь – надо ее заменить.
В годы мрачного Средневековья, когда ученые и мыслители на тысячу лет были «изгнаны» из Европы, центр научной мысли переместился в арабские страны. Огромное влияние на мировую медицину оказали работы арабского врача, философа, математика Авиценны (Абу ибн Сина). Арабскую медицину нередко называют «восточной», хотя она очень тесно переплетена с западной, имеет одни и те же источники и по сути исповедует одни и те же законы.
|
8 добровольцев участвуют в проекте «Худеем за неделю» чтобы сбросить вес. Каждый день участники делятся своими впечатлениями. Смогут ли они достигнуть цели? |
Духовность и интуиция
Более трех тысяч лет назад появилось философско-религиозное учение Аюрведа. Исповедовали ее вайдьи – древние целители, проживавшие отшельниками в лесах и горах. Согласно их философии человек – это крошечная частица Вселенной, микромир и микрокосмос. Сами мы живем по законам Вселенной, но в нас, как в зеркале, отражаются все ее законы. Мы – это не просто «собрание» костей, мышц, органов и тканей, в нас заключены все энергии космоса, пять первоэлементов жизни – земля, вода, дерево, огонь и металл, и даже сами высшие силы. Вайдьи признавали связь всего живого на Земле, в том числе человека, с космосом: Луной, Солнцем, другими планетами и звездами.
Уже тогда были заложены основные принципы восточной медицины:
Лечить весь организм, а не только «то, что болит», изменять не только физическое тело человека, но и его духовную сущность.
Одно и то же заболевание у разных людей должно лечиться по-разному, ибо человеческий организм уникален и неповторим. Пациент следует за врачом, как «нитка за иголкой», по возможности всю жизнь.
Мягкое, неторопливое воздействие лекарств и лечебных методик. Болезненные изменения накапливаются постепенно, поэтому не могут внезапно исчезнуть. Лекарства должны не только устранять внешние признаки болезни, а обладать очищающим и стимулирующим защитные силы действием.
Болезнь – не только зло. Есть «болезни-учителя», они являются следствием нарушения гармонии человека с окружающим миром. Чтобы быть здоровым, недостаточно только правильно питаться и вести здоровый образ жизни. Необходимо поддерживать добрые отношения со своими родными и близкими, проявлять любовь и заботу, не приносить зла, не причинять вред природе. Есть «болезни-друзья», они избавляют от другой, более опасной болезни. Как пример достаточно вспомнить историю вакцинации. Тогда было замечено, что крестьянки, переболевшие в легкой форме коровьей оспой, уже не заражаются смертельно опасной натуральной оспой.
В борьбе с болезнью главный – пациент, врач лишь указывает ему путь.
Аюрведические врачи обладали техникой акупунктуры (иглоукалывание), точечного массажа и лечения пиявками, знали в совершенстве травы и минералы, владели йогой и методами медитации. Согласно Аюрведе, все, что окружает человека, может быть лекарством, надо только открыть его и правильно применять. При составлении лекарства учитывается возраст, пол, тип конституции пациента, его предрасположенность к другим болезням.
Инь и ян
Древняя китайская медицина опиралась на два главных закона – «у-син» и «инь-ян». Все сущее имеет две стороны и две противоположности «инь» и «ян» – начало и конец, верх и низ, теплое и холодное, светлое и темное, и т. д. Болезни возникают при нарушении равновесия инь и ян, когда при движении энергии «ци» происходит либо ее застой, либо недостаточный приток. Все важнейшие органы человека относятся либо к инь, либо к ян. Пять плотных органов: печень, сердце, селезенка, легкие, почки – это органы ян. Пять полых органов – желчный пузырь, тонкая кишка, желудок, толстая кишка и мочевой пузырь – органы инь.
Китайские целители применяли иглоукалывание и прижигание активных точек на теле человека специально высушенными травами, они научились использовать опий для обезболивания, а экстракт эфедры – для «расширения» бронхов и снятия спазмов при астме и гипертонии задолго до появления этих лекарств в Европе.
Тибетская медицина в основе своей базируется на законах Аюрведы, но некоторые тибетские методики обследования больных (например, по пульсу и моче) даже более совершенны, чем аюрведические.
Суть медицины Запада
Все внимание уделяется «месту, где болит»: если голова – срочно прописывается лекарство «от головы», если сердце – «сердечное», образовалась опухоль – хирург ее удаляет.
Универсальность лекарств и методов лечения. Пациент может начать лечение у одного врача, потом перейти к другому, третьему. Нередко врач даже не утруждает себя осмотром человека, ведь есть история болезни, справки, выписки, данные анализов.
Болезнь есть отклонение от нормы, излечение – это приведение организма «в норму». Иногда такое слепое «приведение в норму» вредит. Например, высокая температура помогает организму избавиться от возбудителей болезни и способствует выработке защитных факторов.
Пациенту отводится пассивная роль в борьбе с болезнью. Но ведь с болезнью должен бороться прежде всего сам пациент, врачу необходимо лишь помогать ему. Поэтому после отступления недуга больные часто не стремятся к оздоровлению и укреплению организма и допускают прежние ошибки.
Так или иначе, эти разные медицинские школы созданы для служения людям, и их движение «навстречу друг другу» уже началось: многие европейские клиники не одно десятилетие применяют акупунктуру, лечение травами, массаж, разные виды гимнастики. А в странах Юго-Восточной Азии, в тех же Индии и Китае используют достижения не только родной, но и западной медицины.