Безопасная порция красного мяса – 300 граммов в неделю. А сосиски, колбаса и сладкая выпечка – самый близкий путь к раку толстой кишки.
Предвестники беды
Юлия Борта, «АиФ»: Пётр Владимирович, каков масштаб проблемы, много ли заболевают раком толстой кишки?
Пётр Царьков: Во всём мире – Европе, США, Японии, Австралии и т. д. – заболеваемость растёт у молодёжи до 40 лет, а в старшей возрастной группе снижается. Вероятно, такое омоложение связано с изменившейся средой обитания, характером питания, интернет-привычками. В России, по данным официальной статистики, число раков растёт во всех возрастных группах, из них стабильно 20% пациентов – до 40 лет. Думаю, что это не феномен нашей страны, а огрехи учёта. Так что вряд ли мы чем-то отличаемся от остального мира. В абсолютных цифрах сегодня 65 тыс. пациентам ежегодно ставится диагноз «рак толстой кишки». Он занимает третью позицию среди онкозаболеваний. А если сложить рак ободочной и прямой кишки, то в реальности в нашей стране они на втором месте после рака лёгкого у мужчин, у женщин – после гинекологических раков.
– Каковы самые частые симптомы – выделение крови и боль?
– К сожалению, это не так. Самый частый симптом, который мы отмечаем у большинства пациентов, никогда ранее не видевших крови в кале, – изменение режима опорожнения кишечника. Например, чаще случаются поносы или запоры, меняется частота опорожнения, цвет и консистенция кала. Все отклонения от привычного для любого человека акта дефекации – тот самый микропредвестник, который может стать поводом для обращения к врачу и проведения колоноскопии. Это сегодня единственный метод, который даёт полную диагностику.
Второй по частоте симптом – патологические примеси в кале, и кровь среди них занимает ведущее место. Кроме этого может быть слизь или непереваренная пища.
Ещё один важный симптом для раков правой половины ободочной кишки – анемия в анализах. Подобные трагедии у нас еженедельно наблюдаются на колопроктологических приёмах. Приходит пациент (а они часто приходят с большими запущенными формами заболевания) и рассказывает об одном и том же. Полгода назад стало хуже, начала кружиться голова, но кишечник не болел и не болит до сих пор. Человек пошёл в поликлинику, сдал анализы, обнаружили анемию, назначили лечение. Полгода он лечился с переменным успехом или без него. Когда, наконец, врачу в голову приходит всё-таки мысль, что нужно провести колоноскопию, УЗИ или рентген грудной клетки, находят отдалённые метастазы. Начинают искать их источник. И вот здесь рак правой половины толстой кишки выходит на первое место.
Анемия – это просто кричащий повод для проведения колоноскопии всем без исключения. Даже если установлено, что для неё есть гематологическая причина. Потому что одно не исключает другого.
Боли и непроходимость, вздутие живота, рвота, которые часто упоминаются как симптомы рака толстой кишки, к сожалению, признаки уже запущенной стадии. Диагностировав их, мы понимаем, что помощь, которая могла быть довольно эффективной, скорее всего, запоздала.
Стыд не убивает
– Спасает операция?
– 5% больных на ранней стадии мы даже хирургических вмешательств в полном смысле слова не делаем. Эндоскописты удаляют опухоль через колоноскоп. На 1–2-й стадии заболевания вероятность выздоровления выше 90%. Девять из десяти человек выздоравливают. Причём большинству удаётся выполнить органосохраняющую операцию. У больных с 3-й стадией заболевания мы сейчас выходим на 80%-ный уровень 5-летней выживаемости. В клинике Сеченовского университета разработаны уникальные методы хирургического лечения рака толстой кишки. Недавно демонстрировали одну из таких операций итальянцам. То, что в Европе считается приговором, у нас в 70% случаев излечивается.
Для 4-й стадии заболевания картина печальная. Из группы больных с отдалёнными метастазами мы можем спасти одного из десяти. Мы можем долго бороться за них, продлять жизнь, но в конечном итоге потерпим неудачу. А вот цифры. В России 35% пациентов поступают с запущенными формами заболевания, то есть с 4-й стадией. С ранними формами заболевания – 15%. Нужно вовремя обращаться к врачам. Не надо стесняться делать колоноскопию и доводить до финишной черты. Стыд не убивает. А вот рак толстой кишки – легко.
– Говорят, что геморрой может перерасти в рак. Это правда?
– Ещё несколько лет назад я однозначно ответил бы «нет». Геморрой сам по себе не приводит к раку. Но статистические исследования свидетельствуют: у больных с выявленным раком толстой кишки проявления геморроидальной болезни отмечаются на более высоком уровне, чем у не имеющих рака. По всей вероятности, процессы, ведущие к образованию рака, сопряжены с теми изменениями, которые могут приводить и к образованию геморроидальной болезни. Организм же единое целое. Одно заболевание может развиваться независимо от другого, но имеет схожие с ним пусковые крючки.
Например, обездвиженность, характер питания, склонность к запорам и т. д. Это то, что приводит к образованию и геморроя, и рака. Поэтому если есть геморрой, стоит задуматься о проведении колоноскопии. У нас в клинике на днях оперировали женщину 65 лет, которая пришла с жалобами на выпадающие геморроидальные узлы и кровотечения заднего прохода. На первый взгляд диагноз очевиден – геморрой. Но врач обязал больную сделать колоноскопию. В сигмовидной кишке, в 40 см от заднего прохода, была выявлена небольшая, 1-й стадии, опухоль. Через несколько дней после операции пациентка выписалась домой. С вероятностью 95% и выше она излечена от своего заболевания. Есть другой пример. В феврале больную дважды оперировали в одной частной клинике по поводу геморроидальной болезни. Дополнительное исследование кишки не провели. После весеннего карантина она пришла к нам с раком 4-й стадии, но помочь было невозможно даже химиотерапией. Повторюсь: на ранних стадиях излечение возможно в 80–90%.
Шесть «заповедей» профессора Царькова
Нельзя:
- Красное мясо. Когда я говорю это на приёме, мне часто (особенно женщины) задают вопрос: «И сосиски тоже?» Их в первую очередь. Сосиски, колбасу и все мясные деликатесы. Неправильное питание – самый страшный враг, который приводит к раку толстой кишки.
- Курение и алкоголь. Курение увеличивает риск заболевания в 1,5–2 раза. К сожалению, не только крепкие алкогольные напитки, как думали раньше, но и (конкретно для нашей популяции и Северной Европы) пиво и вино в неумеренных количествах тоже ведут к увеличению рисков заболевания в 1,5 раза.
- Высококалорийные продукты: белые булочки, выпечка, крахмалистая пища, макароны и т. п. – всё это работает против нас.
- Сахар. Сладости – это путь к ожирению. А жир – источник хронического воспаления, которое запускает механизм мутации в толстой кишке. Что ведёт к риску развития рака толстой кишки.
Можно
Всё, но в разумных количествах. Если вы чётко понимаете, что «нельзя». Да, красное мясо может увеличивать риск, но это не значит, что вы его совсем не можете есть. Безопасная норма – 300 граммов в неделю. Это хорошая порция стейка. Если вы ещё запили его бокалом вина или кружкой пива, рюмкой крепкого алкоголя, считайте, что вы свою недельную норму в этот день выполнили. Поэтому дальше – без булочек, сахара, мороженого, пирожного. Ешьте курицу, овощи (но не картошку). Кабачки, капуста, морковь только на первый взгляд кажутся пресными и однообразными. Любая хозяйка в состоянии сделать из этого чудеса кулинарии. Но если вы будете стыдливо прикрываться тем, что вы добавляете в тарелку здоровую пищу – листики салата или капусты, но параллельно съедать килограммами красное мясо, булки, пьёте чай с 3–4 ложками сахара, курите, употребляете алкоголь, то вы неизменно будете идти к своему раку. Неизвестно, доживёте или нет. Всё-таки первая причина смертности у нас в стране – сердечно-сосудистые заболевания, выходит в лидеры и диабет. К сожалению, трагедии, когда молодые люди приходят с диагнозом рака толстой кишки, я вижу регулярно. Поэтому будьте бдительны. И не забудьте сделать колоноскопию!