Так устроен человек: когда ему плохо, он готов делать всё что угодно, лишь бы полегчало. Но как только самочувствие улучшается, он тут же забывает про предписания врачей. Тут-то и подстерегает катастрофа.
Елена Нечаенко, «АиФ Здоровье»: Методы лечения сердечно-сосудистых заболеваний постоянно совершенствуются. Это повлияло на смертность по этой причине? Она постепенно уменьшается?
Оксана Ротарь: Не только не уменьшается, но и растёт. По данным ВОЗ, ежегодно от них умирает более 17 млн человек во всём мире. В России только за 2020 г. смертность от болезней кровообращения выросла на 6,6%. Конечно, не последнюю роль в этом сыграла пандемия: риск смерти у людей с болезнями кровообращения при COVID‑19 выше в 2,4 раза. А после перенесённой болезни риск развития кардиологических заболеваний дополнительно повышается. Поэтому именно сегодня установление контроля над показателями здоровья и регулярный приём лекарств имеют особую важность.
В группе риска – каждый второй
– Кого больше среди сердечников – мужчин или женщин – и по каким причинам эти патологии чаще развиваются?
– Статистика говорит, что мужчины подвержены кардиологическому риску больше. Слабый пол (во всяком случае во время репродуктивного периода) от развития этих заболеваний защищают женские половые гормоны. Но как только наступает менопауза, риски сразу повышаются и практически уравниваются. Поэтому возраст является одним из самых важных факторов сердечно-сосудистого риска: у мужчин этот порог начинается после 55 лет, а у женщин – после 65. Мужчины болеют чаще женщин ещё и потому, что больше подвержены вредным привычкам (злоупотребление алкоголем, курение). Влияют и гендерные стереотипы: мальчиков с детства приучают не жаловаться, терпеть. Поэтому многие мужчины склонны подолгу не обращаться к врачу, вплоть до появления серьёзных симптомов. Многие из них могут даже не знать о том, что у них повышен уровень артериального давления, холестерина, сахара в крови. Хотя и молодые женщины относятся к здоровью своего сердца не очень трепетно – обычно они проходят регулярные осмотры только у гинеколога.
– А какой фактор кардиологического риска вы поставили бы на первое место?
– Это артериальная гипертензия – одно из самых распространённых заболеваний в России, которое характеризуется стабильным повышением артериального давления. По данным эпидемиологических исследований, проведённых в 2013 и 2017 годах, распространённость гипертонии составляет 44%. Но препараты для контроля артериального давления (антигипертензивную терапию) принимает только половина пациентов. А целевого уровня артериального давления достигает половина из всех принимающих терапию – то есть четверть всех пациентов с диагностированным заболеванием.
Чтобы терапия работала
– Некоторые принимают таблетки от давления эпизодически, когда плохо себя чувствуют. Это снижает риски или никак не влияет на развитие заболевания?
– Я вас сейчас сильно удивлю. Риски в таком случае не ниже, а выше. Те, кто уже принимает таблетки, но не достигает целевого уровня артериального давления (напомню, что он составляет 120–129/70–79 мм рт. ст. для большинства пациентов), находятся в серьёзной опасности. Именно среди них в российской популяции наибольшая смертность. Поэтому вопрос о приверженности лечению сердечно-сосудистых заболеваний сегодня выходит на первый план.
– Может быть, антигипертензивные препараты не помогают?
– Лечение неэффективно только тогда, когда оно неправильно подобрано или применяется. Пациенты с артериальной гипертензией могут вести полноценную жизнь и жить долго, если будут правильно подходить к вопросу лечения. Ключевую роль играет готовность пациента следовать назначенной врачом лекарственной схеме лечения, не прерывая и не изменяя её по своему желанию. Даже самые эффективные препараты не помогут, если пациенты их не принимают. Забывают или считают, что они не работают, – особенно это касается пожилых людей. Поэтому врачи сегодня предлагают современные препараты в виде фиксированных комбинаций. Они способны в течение суток поддерживать нормальный уровень артериального давления. Фиксированные комбинации могут регулировать уровень холестерина, снижать риск развития сердечно-сосудистых осложнений. Наблюдения показывают, что приём фиксированных комбинированных препаратов повышает достижение целевых показателей артериального давления у пациентов на 30%. Ведь психологически гораздо легче принимать 1 таблетку, чем 2–3.
Помочь за 3 месяца
– Подбор эффективной терапии – дело сложное. Как долго может длиться этот процесс?
– Сегодня перед врачом стоит задача – достигнуть целевого уровня артериального давления за 3 месяца после первичного обращения пациента. И врачи стараются как можно точнее выбрать комбинацию препаратов.
– Как помочь близким регулярно принимать назначенную терапию?
– Раньше в арсенале врача не было таких эффективных препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, как сейчас. А во времена наших бабушек и дедушек (1960–1970‑е гг.) вообще не было препаратов для лечения артериальной гипертензии, что преждевременно приводило пациентов к инсультам и инфарктам в возрасте 50–60 лет. Сегодня стоит настраивать старших родственников на долгую и качественную жизнь, проводить с ними образовательные беседы, мотивировать оставаться активными, работоспособными. В этом могут помочь в том числе и различные информационные ресурсы, которые можно изучать вместе.
– У вас есть пожилые родственники с сердечными патологиями? Как вы убеждаете их принимать терапию?
– Моя мама уже 35 лет принимает антигипертензивную терапию и ещё около 15 лет – статины и удивляется, какая долгая жизнь ей дана. Я же утверждаю, что современные возможности медикаментозной терапии в её случае ещё не исчерпаны. Когда родился мой сын, моей маме было 75 лет, но я надеюсь, она ещё понянчит правнуков.