В ней приняли участие ведущие специалисты гематологи и онкологи-химиотерапевты из России, США, Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии. Участники поделились опытом диагностирования и лечения злокачественных лимфом.
На самые частые вопросы, которые задают пациенты и врачи о профилактике и лечении этого грозного заболевания отвечает наш эксперт, известный российский онколог, член-корреспондент РАМН, д. м.н., профессор, заведующая кафедрой онкологии РМАПО Ирина Поддубная.
Какие методы диагностики лимфом сегодня используются?
– Алгоритм действий один и тот же при любых «подозрениях». Первое – визит к терапевту. Врач проводит осмотр лимфатических узлов шеи, подмышечных впадин и паха. Обычно назначает и УЗИ внутренних органов – печени, селезенки, гастроскопию желудка, рентген легких и т. д. Кстати, обязательно нужно сообщить врачу, не болели ли вы недавно инфекционными заболеваниями и какими, есть ли у вас хронические. При подозрении на наличие или для исключения заболевания врач назначит компьютерную или магнитно-резонансную томографию, а также другие исследования.
В чем причины «агрессивности» лимфом?
– Причины появления лимфом науке точно не известны. Можно говорить лишь о факторах риска. Это – избыточное воздействие ультрафиолетовых лучей, проживание в районах с повышенным уровнем радиации. Согласно зарубежным исследованиям, риск заболеть выше у тех, кто занят в сельском хозяйстве: пестициды играют негативную роль. Еще один опасный фактор – подавление деятельности иммунной системы, например, при СПИДе или после трансплантации органов, когда проводится интенсивное лечение иммунодепрессантами.
Некоторые исследователи выдвигают и такие гипотезы: одной из причин развития лимфомы желудка может быть инифицирование хилактобактером, а происхождение лимфомы глаза может «провоцировать» хламидийная инфекция. Но подобные исследования пока на стадии анализа.
О каких признаках важно знать, чтобы не упустить самого начала болезни?
– Прежде всего, это – увеличение лимфоузлов на шее, в животе, в подмышечных или в паховых областях, потеря веса (за полгода более 10%), нарастающая слабость, сильная потливость по ночам, неожиданные скачки температуры без причины – до 38 градусов и выше. Иногда больных беспокоит тошнота, рвота, одышка. Если такие симптомы держатся дольше, чем две – три недели, обязательно нужно обратиться к гематологу или онкологу и сдать общий анализ крови.
К сожалению, у нас в стране большинство людей обращаются в поликлинику, когда уже дело зашло слишком далеко. Вывод напрашивается сам собой: надо учиться понимать свой организм, прислушиваться к его «жалобам». Чем раньше поставлен диагноз, особенно если это касается онкологии, тем больше шансов на успешное лечение.
Рак молочной железы, желудка, легких – об этом слышал каждый. О злокачественных лимфомах большинству из нас мало что известно. Что это за болезни?
– Если объяснять популярно, лимфомы – это различные онкологические заболевания лимфатической системы. Есть, например, болезнь Ходжкина, или лимфогранулематоз, которая поражает только лимфатические узлы. А есть так называемые неходжкинские лимфомы, когда злокачественная опухоль возникает не только в лимфоузлах, но и миндалинах, селезенке и других органах нашей иммунной системы.
Как велики сегодня у больных лимфомой шансы на излечение?
– Еще совсем недавно диагноз «злокачественная лимфома» звучал грозно, превращая жизнь человека в тяжелую драму. Ситуация радикально изменилась с развитием генных технологий: созданы принципиально новые лекарственные препараты с уникальным механизмом действия, которые позволяют добиться ремиссии на долгие годы.
Лечение злокачественных лимфом проводится с помощью различных препаратов, в частности моноклональных антител. Они названы так потому, что из одной клетки, производящей антитела к нужной мишени, получают целую колонию таких же клеток (моноклон). Моноклональные антитела – особые белки, которые могут «связываться» с определенными молекулами-мишенями в клетках опухоли. Благодаря направленному действию такие препараты уничтожают опухолевые клетки и не повреждают здоровые органы и ткани. Их «избирательное» воздействие сопровождается минимальной токсичностью, поэтому их можно использовать длительное время. Такие препараты не имеют возрастных противопоказаний, но для их назначения нужно провести специальный диагностический тест – иммунологический анализ.
Все чаще удается вернуть больных к полноценной жизни: наши бывшие пациенты создают семьи, женщины рожают здоровых детей.
Лечение онкологических заболеваний крайне дорогое. Доступно оно больным с лимфомами?
– Сегодня в оплате лечения принимают участие различные фирмы, организации – работодатели. Другой канал поступления средств – взносы благотворительных организаций. Действуют и различные социальные негосударственные программы. К примеру, Всероссийская онкологическая программа, разработанная в рамках некоммерческого партнерства «Равное право на жизнь». Благодаря этой программе удалось привлечь более 250 миллионов рублей внебюджетных средств, которые направлялись на помощь государственной системе здравоохранения, более 1,5 миллионов пациентов получают медицинскую помощь.
Очень важно оптимально планировать средства из госбюджета на лечение рака. Поскольку лимфомы – особая группа онкозаболеваний: больные должны получать лечение на протяжении не одного десятка лет, и чтобы улучшить их лекарственное обеспечение, мы должны знать, какие варианты болезни встречаются чаще или реже, в каких регионах, у какой категории больных, где и чем их лечат и т. д. Для этого разработан специальный регистр и в ближайшее время будут открыты 5 центров, которые будут собирать, обобщать, анализировать информацию.
Кстати
Если еще четверть века назад лимфомы были относительно редкой группой онкологических заболеваний, то сегодня они вышли на пятое место, а у детей – на второе по частоте встречаемости онкологических заболеваний. Именно неходжкинские лимфомы – сегодня одна из актуальных проблем онкологии, которой занимаются гематологи, онкологи, терапевты, иммунологи и патоморфологи.
Смотрите также:
- В цифрах и фактах: 5–7 тысяч редких болезней сегодня известно науке →
- Детский нефролог Владимир Длин: «Почки беспечности не прощают» →
- Доктор Николай Шамалов: «Мы научились побеждать инсульт» →