О двух основных документах
– Политику правительства в области здорового питания определяют два стратегических документа. Первый был принят в 1998 году, когда сама мысль о необходимости обеспечить население здоровой пищей звучала саркастически. Тем не менее концепция государственной политики по этому вопросу была рассчитана на период до 2005 года. Второй документ – «Основы государственной политики в области здорового питания на период до 2020 года».
К 2000 году во всех субъектах РФ были сформированы региональные программы, направленные на улучшение структуры питания населения.
Была утверждена доктрина продовольственной безопасности страны. Она предусматривает контроль качества продуктов, контроль содержания в них потенциально опасных химических и биологических веществ, контроль за тем, чтобы энергетическая и биологическая ценность продуктов питания соответствовала принятым нормам.
Основными задачами на тот момент были:
- продление грудного вскармливания младенцев хотя бы до 3 месяцев;
- уменьшение числа подростков со сниженным ростом и весом;
- обеспечение витаминами взрослого населения.
Об итогах первого этапа
Что дала стране реализация концепции здорового питания на первом этапе, до 2005 года?
Была создана государственная система статистического наблюдения за питанием населения. Проводились исследования состояния питания в рамках региональных и международных проектов.
В результате у нас произошло серьёзное изменение структуры питания. Россияне стали больше потреблять овощей и фруктов, больше есть мяса и рыбы, снизили потребление хлеба и картофеля. Правда, мы не снизили потребление животных жиров, а даже увеличили его. Это является серьёзной проблемой. Более 55% взрослого населения имеют избыточную массу тела.
Наше население всё ещё недостаточно обеспечено витаминами группы В. По витамину С у нас более благоприятная ситуация, правда, женщины в среднем получают его ещё меньше нормы.
У нас витаминизируется 40% продуктов детского питания, около 40% пищевых концентратов, около 2% молочных и хлебобулочных изделий.
Система мероприятий по распространённости грудного вскармливания привела к успеху. Улучшилось состояние здоровья беременных женщин и новорождённых.
Питание детей школьного возраста тоже изменилось к лучшему.
В стране появилось свыше 150 новых наименований продуктов лечебного питания, заменителей грудного молока, продуктов для прикорма младенцев… и налажен их выпуск.
О законодательной базе
Всё это стало возможным и благодаря тому, что в стране была создана необходимая законодательная и нормативная база. Был принят ряд системных законов. Прежде всего законы о санитарно-эпидемиологическом благополучии, о безопасности пищевых продуктов и о государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности. Было разработано свыше 7 тысяч нормативов безопасности качества пищевых продуктов. Была создана централизованная система специализированных лабораторий, где продукты питания проходят проверку.
В 2000 году введена регистрация новых пищевых продуктов, в первую очередь генно-инженерных и модифицированных. Тут нам надо поблагодарить Институт питания РАН – благодаря его инициативе мы стали одними из первых в Европе разрабатывать нормативные документы, позволяющие обеспечивать надзор за выпуском подобных продуктов. Российская система оценки безопасности генетически модифицированных продуктов сегодня считается самой строгой в мире. Только за 2004–2006 годы у нас в стране было проведено более 30 тысяч исследований генетически модифицированных продуктов.
Итогом реализации концепции стал и набор санитарно-гигиенических нормативов. В эти годы были сформулированы требования к безопасности и пищевой ценности продуктов, к применению пищевых добавок, гигиенические требования к организации производства и оборота этих добавок, к содержанию пестицидов в продуктах питания… Кроме того, наши методы контроля безопасности были согласованы как с европейской нормативной базой, так и с рекомендациями международных институтов ООН и североамериканскими требованиями.
К сожалению, нормативная база ГОСТов, которая насчитывает 32 тысячи государственных стандартов, сегодня является рекомендательной, а не обязательной, как это было раньше. Пришло время вернуться к ГОСТам – в области питания государственные стандарты должны быть обязательными.
Разработано руководство по оценке возможного ущерба здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. Ведётся мониторинг загрязнения пищевых продуктов свинцом, кадмием, ртутью, мышьяком, нитратами…
Все эти работы направлены на обеспечение населения здоровым питанием.
О нерешённых проблемах
Каковы итоги выполнения второго этапа концепции?
Снижается потребление нашим населением хлеба, и это хорошо. Мы больше едим овощей, по потреблению белка мы приближаемся к рекомендованным гигиеническим нормам. А вот потребление жиров продолжает расти. А это фактор риска развития ожирения, диабета, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. По калорийности питание россиян не уступает питанию в большинстве европейских стран и в Австралии. В результате по распространённости ожирения российские женщины догоняют женщин большинства европейских стран. Но приветствовать это не стоит. Нам ещё предстоит снизить потребление сахара, соли, жиров.
Ещё одна нерешённая проблема – дефицит микронутриентов (витаминов и минералов, необходимых для биохимических реакций, происходящих в организме. – Ред.) в рационе питания.
Здоровье населения определяется средней продолжительностью жизни в стране. У нас продолжительность жизни растёт, сейчас она перевалила рубеж в 70 лет.
Надеемся, что усилиями российской науки, которая всегда демонстрировала ответственное отношение к потребностям народа, мы сможем решить поставленные перед нами задачи.