Трудности с получением лекарств стали испытывать даже онкологические стационары. Из-за чего это произошло?
«Несколько лет назад из-за резкого роста курса валют лекарства ощутимо подорожали — как отечественные, так и импортные, — поясняет президент Национальной ассоциации производителей фармпродукции и изделий медицинского назначения академик РАН Сергей Колесников. — Минздрав предпринял ряд мер по сдерживанию дальнейшего роста цен. В частности, был принят печально известный приказ № 871н — о начальной максимальной цене контракта. Назначенные цены оказались настолько низкими, что производителей, желающих участвовать в торгах, просто не нашлось. В итоге было сорвано 25% государственных закупок жизненно важных лекарств».
По правилам, после срыва первого тендера должен был быть объявлен новый, с более высокой стартовой ценой. Но проведение тендеров — процедура небыстрая. Поэтому с лекарственным дефицитом столкнулись даже благополучные регионы.
В ручном режиме
После этого был предпринят ряд срочных мер. Чиновники заверили, что вакцина от бешенства производится и скоро поступит в продажу. Преднизолон в нужном количестве появится, как только пройдёт перерегистрацию. На закупку противоопухолевых препаратов для стационаров было дополнительно выделено 70 млрд рублей.
«Это снизило напряжённость, но не решило проблему, поскольку для этого нужны системные и неотложные меры, — считает академик Сергей Колесников. — На этом тревожном фоне вступил в силу новый порядок перерегистрации цен на препараты из списка ЖНВЛП. Вопреки ожиданиям он делает процедуру драконовской. Производители оригинального препарата должны будут перерегистрировать цену (т.е. снизить её) в обязательном порядке. При изменении цены оригинального препарата цены на дженерики будут пересчитываться (уменьшаться) автоматически. Очевидно, что после этого зарубежные компании, чтобы не работать в убыток, откажутся поставлять часть препаратов на наш рынок, а отечественные — снимут невыгодные препараты с производства. Чтобы компенсировать потери, производители поднимут цены на лекарства, которые не входят в перечень. С января 2020 года вступает в силу обязательная маркировка лекарств, к которой большая часть производителей, аптек и медучреждений не готовы. В совокупности это может привести к такому дефициту „доступных“ лекарств, который в „ручном режиме“ преодолеть будет невозможно».
Справимся ли сами?
Правительство считает, что решить проблему можно только с помощью развития отечественной фармпромышленности. Об этом глава Минздрава В. Скворцова заявила на форуме «Биотехмед-2019». В частности, был разработал проект об ускоренной регистрации инновационных лекарств, которые позволят избавлять людей от ранее неизлечимых болезней. Законопроект уже согласован и будет внесён в правительство.
Что касается жизненно важных лекарств, то в ближайшее время будет не только ликвидирован дефицит, но и значительно снижена цена на инсулин. Компания «Герофарм» зарегистрировала предельно низкую отпускную цену инсулина, которая на 24% ниже, чем у оригинального препарата производителя — он раньше был монополистом на нашем рынке. В 2018 году был открыт новый завод по производству отечественного инсулина. После того, как производство выйдет на проектную мощность, он сможет полностью обеспечить потребность нашей страны в инсулине (800 кг в год). Клинические испытания успешно прошли независимые аудиты, которые подтвердили, что эффективность отечественного препарата не уступает зарубежному.
Смотрите также:
- Больше контроля — больше качества? Какие нововведения ожидают фармрынок →
- Владимир Шипков: «Россия должна научиться лечиться по новым правилам» →
- Бюджетные деньги уходят на некачественные лекарства →