Как жить долго? Замедление старения у людей уже возможно

Многие лекарства сегодня действительно помогают отодвинуть смерть людям с самыми разными хроническими заболеваниями, от сердечно-сосудистых до инфекционных и аутоиммунных. Даже рак сегодня рассматривается как хроническая болезнь, регулярное лечение которой позволяет пациентам жить существенно дольше. Установка стентов в сосуды, искусственные суставы, водители ритма, трансплантация органов, сердечные клапаны и иные устройства не только продлевают жизнь, но и существенно улучшают её качество. 

   
   

Здравоохранение — три модели развития

Однако эти фантастические успехи медицины приводят к резкому росту затрат на здравоохранение. В итоге это ложится тяжелым бременем на государство и общество в целом. Об этом недавно написал известный специалист по старению Михаил Благосклонный, работающий в Центре по изучению рака им. Росуэлла Парка в США. Чтобы ослабить эти проблемы, он предложил здравоохранению активно заниматься не только лечением возрастных болезней, но и предупреждением старения: медициной антистарения. Для наглядности Благосклонный предложил три модели здравоохранения (см. инфографику). Первая модель существовала в середине XX века, и она отражала как бы естественный ход событий (верхняя схема). Человек жил обычной жизнью, и в 60-65 лет на него сваливался груз болезней, связанных со старением. Его лечили по мере возможностей, но способности врачей продлевать жизнь таких пациентов были сильно ограничены. По мере развития медицины срок жизни таких больных с букетом возрастных болезней стал увеличиваться. И сейчас медицина может продлевать их жизнь до 80-85 лет, на графике это вторая модель (средняя схема). 

Инфографика. Три модели здравоохранения (По данным Благосклонного). Источник: Blagosklonny, M.V. (2012, 2014)

Обозначения:

  1. Ось внизу — годы жизни
  2. Субклиническое старение — старение организма до возникновения возрастных заболеваний.

Третья модель подразумевает активные действия, позволяющие отодвинуть старение и начало развития возрастных болезней с 60-65 до 80 лет, а когда они возникнут, благодаря активной терапии жизнь можно продлить до 100 лет (нижняя схема).

Каждый сам себе доктор

Большую роль в этом играет не только здравоохранение, но и позиция самого человека. «В серьезных и масштабных исследованиях в США было показано, что, изменив свой образ жизни, люди могут существенно отодвинуть время своей смерти. Дело в том, что 55% всех случаев смерти, а если говорить более конкретно, то 44% смертей от рака и 72% — от болезней сердца и сосудов, связаны в основном с пятью факторами риска, которые можно устранить и тем самым продлить время здоровой жизни (до наступления возрастных болезней) и жизни вообще», — рассказывает Владимир Анисимов, член-корреспондент РАН, профессор, заведующий научным отделом канцерогенеза и онкогеронтологии Национального медицинского исследовательского центра онкологии им Н. Н. Петрова Минздрава России. 

Вот эти пять факторов риска:

  1. Курение.
  2. Избыточный вес (индекс массы тела > 25).
  3. Низкая физическая активность (< 30 минут в день).
  4. Диета с избытком жира и с низким уровнем потребления фруктов и овощей, орехов, сои, рыбы, пищевых волокон, полиненасыщенных жирных кислот.
  5. Потребление алкоголя (смертность повышает как абсолютный отказ от него, так и потребление больше 15 грамм спирта в день). 

   
   

Болезни нужно начинать лечить до их возникновения

«С другой стороны, ученые могут разрабатывать и внедрять средства, позволяющие тормозить процесс старения, — продолжает Анисимов. — Такой подход позволит значительному количеству людей продлить здоровую и продуктивную жизнь, отодвинув наступление возрастных заболеваний». 

В 2006 году 57 ведущих геронтологов мира опубликовали открытое письмо на сайте «LongevityScience», в котором отметили, что на лабораторных животных (нематоды, дрозофилы, мыши и т. п.) достигнуто замедление старения и продление активной жизни. И поэтому есть основания полагать возможным замедление старения у людей. Многие ведущие геронтологи считают, что пришло время длительных клинических исследований, в которых конечной целью будет увеличение продолжительности здоровой жизни (и, конечно, долголетия) человеческой популяции, как говорит профессор. 

«Например, в нашем институте ещё в 80-е годы прошлого века была выявлена способность антидиабетических препаратов из группы бигуанидов и мелатонина замедлять старение и препятствовать развитию опухолей у лабораторных мышей и крыс. В начале 2000-х годов мы первыми в мире в экспериментах показали, что метформин продлевал жизнь и снижал заболеваемость раком молочных желез у породы мышей, предрасположенных к развитию этой опухоли (она возникает у них в 100% случаев). Проводятся испытания этих лекарств и в клинике нашего центра. Уже сейчас ясно, что они могут использоваться для замедления старения и продления здорового периода жизни», — рассказывает Анисимов.

Известны и другие наиболее перспективные направления в этой области. Это ограничение потребления калорий и диеты, имитирующие голодание, а также регулирование с помощью фармакологических препаратов активности: 

  • гормона роста и инсулиноподобного фактора роста 1 (IGF-1);
  • генов и ферментов mTOR и S6K;
  • сиртуиновых белков;
  • процесса воспаления в организме. 

Активные научные исследования, направленные на замедление старения, могут привести к значительно бо́льшим дивидендам, чем просто успехи в лечении возрастных заболеваний. Это приведет к сокращению числа людей с сердечно-сосудистыми и онкологическими болезнями. К тому же в ближайшие 50 лет замедление старения может принести мировой экономике до 7,1 триллиона долларов.