Сегодня деятельность Роспотребнадзора направлена на сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране и защиту прав потребителей, к которым относятся и проверки товаров и услуг на соответствие требованиям, обеспечение защиты населения от потенциальных опасностей, вызванных, например, полиомиелитом, вирусом Зика, ВИЧ-инфекцией, прогнозирование и исследования, консультации по защите прав. При этом многие процессы обычному гражданину со стороны не видны. Как и куда жаловаться, если нашли нарушение в сфере потребительских услуг, что следует учитывать, совершая покупки в магазинах, и как подготовиться к будущему зимнему сезону, АиФ.ru рассказала руководитель ведомства, главный санитарный врач России Анна Попова.
Стратегия качества
Анна Шатохина, АиФ.ru: Анна Юрьевна, можете ли вы выделить сферы, которые сегодня требуют более тщательного контроля?
Анна Попова: Это области, которые имеют высокий потенциальный риск для здоровья населения. На качество жизни влияют прежде всего санитарно-гигиенические факторы: качество воды, воздуха, почвы, условия труда и обучения, безопасность продуктов питания. Этим факторам подвержено более 60% населения России. Важную роль играют и особенности образа жизни — неправильное питание, потребление алкоголя и табака. При этом за последние пять лет влияние санитарно-гигиенических факторов, т.е. управляемых процессов, снижается. Это позитивная тенденция, говорящая о том, что качество жизни возросло, средняя продолжительность жизни россиян — сегодня это 71,4 года.
Тема, которая волнует всех и является важным фактором качества жизни — это безопасность продуктов питания. Здесь Роспотребнадзор сторонник изменения подходов к организации надзора. Сейчас контрольное мероприятие адресовано юридическому лицу, мы проверяем сам магазин, а мы бы хотели, чтобы был надзор и за продукцией в обороте.
То есть, мы пришли, отобрали пробу, сопроводили ее всеми необходимыми документами. И если все в порядке, то эта проверка заканчивается. А вот если нет, то тогда уже надо проверять тех, кто продает, тех, кто привез, тех, кто произвел или ввез в страну. Таким образом, мы можем значительно снизить административное давление на бизнес, а потребителю гарантировать безопасность продуктов питания.
Сегодня уже начались изменения в этом направлении на законодательном уровне. Так, в новой редакции закона 294 (ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» — прим.ред.) появилось новое определение контрольной закупки. И мы считаем, что это значительный шаг, позволяющий ослабить административную нагрузку на бизнес и при этом контролировать продукцию.
— А контрольная закупка может проходить спонтанно?
— Нет, она не будет спонтанной. Необходимость планирования объясняется тем, что нужно определить, контрольная закупка чего именно будет производиться, какие товары в первую очередь следует проверять. Мы проводим оценку риска, чтобы понять, что более опасно, а что менее, что нужно проверять и на что тратить бюджетные деньги, а что можно посмотреть позже.
Ежегодно мы исследуем более 2 миллионов проб только пищевой продукции, а все наши лаборатории оснащены современной техникой и укомплектованы специалистами высокого класса.
— По статистике, представленной самим же Роспотребнадзором, растет количество забракованной импортной продукции. Почему так происходит? Ведь на фоне импортозамещения ее количество и так снизилось — неужели теряется еще и качество?
— Наша основная задача сделать так, чтобы потребитель не имел проблем с той продукцией, которую он покупает. Если говорить о безопасности, то, в общем-то, показатели соблюдаются, хотя к отдельным категориям импортных товаров — мясным и молочным продуктам, кондитерским изделиям и плодоовощной продукции — претензии в самом деле были. Это объективная информация, потому что ежегодно мы исследуем более 2 миллионов проб только пищевой продукции, а все наши лаборатории оснащены современной техникой и укомплектованы специалистами высокого класса.
Если говорить о качестве, то, к сожалению, сегодня нет законодательно установленных требований. Все, что написано на этикетке — это то, что устанавливает сам производитель. Поэтому мы очень много сил вложили в создание Стратегии по обеспечению качества пищевой продукции в России. Она утверждена распоряжением Правительства. Это большой был труд — практически год мы ее создавали совместно с академической наукой, другими министерствами и ведомствами, с бизнесом, с ассоциациями производителей. Далее у нас поручение — в следующие 6 месяцев разработать план реализации стратегии: когда и как она начнет работать. Но мы не ждем этих всех этапов прохождения и уже сегодня подготовили и вносим изменения в целый ряд нормативных документов.
Стратегия управления качеством пищевой продукции ориентирована на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения, стимулирование развития производства и обращения на рынке пищевой продукции надлежащего качества.
Откуда берется фальсификат
— Если же выясняется, что в какой-то заграничной продукции, как например, недавно было с шоколадками Kinder, которых в России очень много, обнаруживаются опасные элементы, как российский потребитель от этого защищен?
— Любое появление информации о том, что та или иная продукция небезопасна, требует расследования, которым мы и занимаемся. У нас есть своя внутренняя система экстренной передачи информации, есть и юридические связи с системами быстрого оповещения в Европе и странах мира.
Всегда очень важно, какой товар попал под подозрение и насколько эти исследования адекватны, потому что нередко приходится встречаться и коллегам за рубежом, и нам с торговыми войнами. В этом случае есть недобросовестная конкуренция и используются различные приемы, «очерняющие» противника. Поэтому тут всегда нужно тщательно разбираться. Понятно, что если есть угроза, мы принимаем меры немедленно — снимаем с реализации, с производства или приостанавливаем и разбираемся. Но в реализацию сомнительный продукт уже не поступает. В конкретном случае — с шоколадками Kinder — на наш запрос европейские коллеги ответили, что дополнительных рисков там не обнаружено, хотя в Россию та продукция, что производилась для немецкого рынка, вообще не поставлялась, тем не менее контроль за ней мы усилили, пока рисков не обнаружено.
Сейчас по ним (действующим законам - прим. ред.) качество — это добровольное пожелание производителя, а безопасность — это то, что четко прописано в техрегламенте.
— С начала года было немало сообщений, что качество продуктов упало, в частности отечественных. Жалобы нередко поступали на востребованные варианты продуктов, например, на молоко и сыры.
— Говорить, что качество упало, если оно не задано нормативно — это неправильно. Только сейчас в нашей Стратегии мы прописали все понятия и определения — что такое качество, безопасность, потребительские свойства, свойства продукции, которые обеспечивают ее полноценность. Это было очень важно, и мы достаточно сложно это согласовывали, но все согласились с нами, что нужно эти определения менять в существующих законах. Сейчас по ним качество — это добровольное пожелание производителя, а безопасность — это то, что четко прописано в техрегламенте. Поэтому ухудшение или улучшение качества — это субъективные оценки.
А вот то, что мы начали находить фальсификаты — да. При этом мы делаем это с 2013 года, до этого же практически никто подделки не искал. Сейчас у нас появились методики, технический регламент вступил в силу, за счет этого мы можем определять фальсифицированные товары. Мы очень системно развиваем это, находим и постепенно выдавливаем с рынка недобросовестных производителей. Здесь непросто бывает с юридической стороны, потому что те, кто продают фальсификат, часто не подпадают под действие уголовного кодекса — если их продукция не содержит вредных веществ и соответствует требованиям безопасности. Вы упомянули сыры — но если говорить про молочную продукцию, в общей сумме доля фальсификата здесь не больше 5-8%.
— Тогда давайте разберемся, что понимается под фальсификатом?
— Фальсификат — это то, у чего заявленные производителем показатели продукта, не касающиеся безопасности, не соответствуют тому, что мы имеем при проверке. У нас есть требования к маркировке, что там должно быть обозначено. Каждый продукт, чтобы он был полноценным, должен содержать белки, жиры и углеводы и т.д. И вот если там нет заявленного на этикете содержания этих веществ, то, значит, этот продукт фальсифицирован — он не такой, каким должен быть. Когда есть надпись на сливочном масле, что там 82,5% молочного жира, а там жир не молочный, это подделка. Потребитель должен быть в курсе — что именно он покупает. А за то, что его обманывают, мы караем. Так, например, у нас общая сумма за 2015 год взысканных штрафов в сфере оборота пищевой продукции составила более 800 млн рублей, и это в два раза больше, чем пару лет назад.
Миграция вирусов
— Подготовка к сезону гриппа уже началась. Ждем ли мы какой-нибудь страшный вирус этой зимой?
— Вы знаете, мы уже много лет готовимся встретить страшный и высокопатогенный грипп. Особую опасность представляют вирусы, которые были опасны для животных и птиц, а потом вдруг превратились в угрозу для человека. Такой инфекции мы опасаемся и готовимся к тому, чтобы ее предупредить. Для этого у нас работают научно-исследовательские институты, которые постоянно изучают, каким гриппом болеют птицы, каким животные.
Я считаю, наша активная информационная кампания в прошлом году дала свои результаты. Впервые люди начали ходить в масках совершенно открыто. И по оценкам экспертов, 40% людей в местах массового скопления и в транспорте были в масках в период эпидемии. То есть, мы сумели рассказать, донести, и то, что уже сегодня спрашивают, как уберечься от гриппа, это хорошо. Ведь рекомендации тут простые, но надо им следовать. Во-первых, надо прививаться, во-вторых, нужно иметь запас средств индивидуальной защиты (маски) и не забывать мыть руки, лицо и промывать носовые ходы. Сегодня инфекции еще нет, но готовиться к сезону уже пора. Подъем заболеваемости начнется с середины сентября, пойдет подъем ОРВИ и позже появится грипп. За это время надо успеть привиться. Ну а в летние периоды следует больше времени проводить на свежем воздухе, соблюдать режим дня, чтобы укрепить организм.
— А когда надо начинать прививочную кампанию, чтобы выработался иммунитет?
— Последние два года нам удается начинать ее буквально с первых чисел сентября. Это дает хороший результат. И к концу октября — началу ноября стараемся ее завершить. Поэтому откладывать не надо, первая вакцина должна появиться уже в середине сентября. Вакцина в этом году имеет отличные от прошлогодней штаммы. Они внесены по рекомендации ВОЗ. Поэтому прививка прошлого года в этом может оказаться неэффективной.
— Есть ли какие-то особенные угрозы, которые сегодня стоят перед страной. Полиомиелит со стороны Украины, вирусы Эбола и Зика из Африки и Латинской Америки?
— Мы сегодня живем в тот период, когда эпидемические риски нарастают и будут только увеличиваться. Связано это с целым рядом факторов. Никогда в своей истории человечество не имело возможности так быстро перемещаться. Плюс особенности сегодняшнего дня — огромные потоки мигрантов, которые бегут от беды. Все вирусы, которые для беженцев были более или менее привычными, попадают в новую среду, организм коренного населения к ним не адаптирован. Это, к сожалению, неизбежность сегодняшнего дня, и к этому надо быть готовыми. Здесь, конечно, главное — чтобы у человека был крепкий и здоровый иммунитет. А также не нужно подвергать организм излишним рискам — достаточно использовать несложные методы защиты. То же касается лихорадки Эбола, Зика, короновирусов. Сейчас много других инфекций — африканских, азиатских, которые быстро перемещаются по миру. Каждый год на границе наши сотрудники досматривают пассажиров из стран, где есть какие-то инфекционные риски. Только за первое полугодие через наш бдительный контроль прошло больше 9 миллионов пассажиров, среди них нашлось 732 человека с подозрениями на инфекции. Завозят лихорадку Денге из Таиланда и малярию из африканских стран, все случаи завоза лихорадки Зика — туристические, везут корь из Китая и холеру из Индии. Естественно, нужно беречь свое здоровье и не рисковать. Если где-то есть очаг, абсолютно точно не нужно без острой необходимости туда ехать, ни самому, ни тем более везти детей.
— Насколько Роспотребнадзор открыт для работы с населением?
— Это очень важный для нас вопрос — ему всегда уделялось и уделяется очень много внимания. Каждый может обратиться на наш официальный сайт, и хочу отметить, что за последние годы посещаемость сайта только растет, в 2016 году ожидаемое число посетителей превысит 6 миллионов человек, потому что только за первые полгода это было уже 3,7 миллиона человек. Мы стараемся, чтобы сайт был полноценным, интересным и содержал информацию для граждан.
Кроме того с февраля работает специальный ресурс для потребителей — zpp.rospotrebnadzor.ru. Здесь есть специальное окошко, где можно оставить свое заявление, жалобу или предложение. Помимо памяток, образцов претензионных заявлений и судебной практики мы там выкладываем все свои отрицательные находки, т.е. небезопасную продукцию. Мы считаем, что таким образом тоже информируем граждан.
В Роспотребнадзоре есть приемные дни, работают общественные приемные и горячие линии, а некоторых случаях — и специализированные каналы информирования. Сейчас мы готовимся к тому, чтобы перед началом нового учебного года в конце августа открыть горячую линию для тех, кто готовит детей в школу. Традиционный канал связи — письменные обращения — также работает круглосуточно.