Аллерголог: людям, страдающим аллергией на пыльцу, этой весной повезло

Почему так происходит? Что нового появилось в диагностике и лечении болезни века? Об этом и многом другом мы беседуем с вице-президентом Российской ассоциации аллергологов и клинических иммунологов, главным врачом ФГБУ ГНЦ «Институт иммунологии» ФМБА России, доктором медицинских наук, профессором Натальей Ильиной.    
   

Спасайся кто может!

Татьяна Гурьянова, «АиФ Здоровье»: Наталья Ивановна, вы уже много лет пользуетесь данными пыльцевого мониторинга биофака МГУ, предупреждая пациентов с аллергией на растительную пыльцу об опасном для них периоде и давая им соответствующие рекомендации. Каковы данные мониторинга в этом году?

Наталья Ильина: Несмотря на то, что были дни с очень высокой концентрацией пыльцы (до 5 тысяч пыльцевых зёрен на кубический метр воздуха), для людей, страдающих аллергией на пыльцу берёзы, эта непривычно холодная весна – именины сердца. Пыльцу прибило к земле дождями, да и сами берёзы зацвели значительно позже.

А вот людям с аллергией на злаковые, которые начинают пылить в конце мая – начале июня, не повезло: из-за обильной влаги в средней полосе России – высокий травостой. И мы прогнозируем тяжёлый сезон у наших пациентов с этим видом поллиноза.

Непросто придётся и тем, кто живёт в Краснодар­ском, Ставропольском крае, в Ростовской области, где главный растительный аллерген – амброзия, пыльца которой является одним из самых агрессивных провокаторов аллергии. Глобальное потепление привело к тому, что это экзотическое для наших мест растение уже можно встретить и в Курской, и в Белогородской областях.

– Чтобы защитить себя и ребёнка, многие из тех, кто страдает аллергией на пыльцу растений, уезжают на время их цветения в другую климатическую зону…

– И правильно делают! Такой ситуационный туризм сейчас очень развит. И если у человека есть такая возможность, ею нужно воспользоваться.

Кстати
Аллергия считается болезнью молодых. Но в последнее время врачи нередко встречаются с её дебютом у пациентов 40–50 лет. При этом всё чаще аллергия носит поливалентный характер (на несколько групп аллергенов сразу).
   
   

Вооружён и защищён

– А что делать тем, кто не может себе такого позволить?

– Готовиться к тяжёлому для них периоду заранее. Самым надёжным способом профилактики сезонной аллергии по-п­ре­ж­нему является аллерген-специфическая иммунотерапия (АСИТ), снижающая чувствительность организма к аллергенам. Суть метода – в тренировке иммунной системы, во время которой «виновный» аллерген-провокатор постепенно вводится с наращиванием дозы в организм пациента в виде уколов, капель в рот, а с недавних пор в виде сублингвальных (рассасывающихся под языком. – Ред.) препаратов.

– Но ведь такую терапию нужно проводить вне сезона пыления растений и вне обострения поллиноза…

– Желательно. Однако некоторые виды АСИТ мы проводим и в период паллинации (пыления растений), то есть круглогодично.

Кстати, и кожные пробы на аллергены, вопреки бытующему мнению, в этот период больному ставить можно. Если у него нет клинических проявлений. Если они есть и пациент принимает препараты, которые могут сказаться на чувствительности кожного теста, мы проводим тестирование по сыворотке крови.

Недавно в арсенале врачей появилась и молекулярная аллергодиагностика, при которой по очень небольшому количеству сыворотки крови можно определить чувствительность пациента к более ста аллергенам. Но этот анализ очень дорогостоящий и пока широко не применяется.

Найти и не сдаваться!

– В интервью нашей газете вы неоднократно сетовали на отсутствие аллергонастороженности – как у пациентов, так и у врачей первичного звена. Эта проблема сохраняется?

– Увы. К примеру, наши больные с аллергическим ринитом годами могут ходить к терапевту в одно и то же время года, и каждый раз им ставится диагноз «ОРЗ». В лучшем случае ему ничего не назначают и выписывают больничный лист, в худшем – назначают курс антибактериальной терапии, что лишь ухудшает их состояние.

Особенно обидно, когда, дойдя до лор-врача, такой страдалец получает правильный диагноз аллергического ринита, но его не направляют к аллергологу, а лечат на ощупь, симптоматически, не решая при этом основную проблему.

А ведь всего-то и надо, что направить пациента к врачу-аллергологу, который, установив спектр причинно-значимых для человека аллергенов, сможет дать ему такие рекомендации, что либо у него вообще не будет никаких симптомов аллергии, либо они будут минимальны.

– А бывает так, что аллергия у человека есть, а её проявлений нет?

– Да. Таких примеров латентной (скрытой) чувствительности организма к воздействию раздражителей, вызывающих аллергическую реакцию, немало. Но стоит человеку перенести инфекцию, пройти антибактериальную терапию, перенести стресс или другие экстремальные ситуации (среди которых, кстати, и роды), и аллергия может проявиться. В виде ринита, атопического дерматита, затруднённого дыхания.

– Что будет, если аллергию не лечить?

– Болезнь будет утяжеляться. Доказано: если не лечить аллергический насморк, атопический дерматит, то в конечном счёте это может привести к развитию бронхиальной астмы. Такого развития событий допускать нельзя!

Смотрите также: