Загадки шизофрении. Почему возникает «расщепление ума»?

Вопросы без ответов

Шизофрению до сих пор считают одной из самых загадочных болезней психики, которая сопровождает человечество на протяжении всей его истории. До сих пор ученые и врачи не могут ответить на вопрос, в чем ее причина.

   
   

Ясно лишь, что развивается болезнь исключительно под воздействием внутренних факторов. Искать ее причины в постигших человека несчастьях – смерти близких людей, неудачной любви, в психических перегрузках и стрессах совершенно неправильно.

Ученые высказывают предположение о том, что важную роль в развитии болезни играет биохимия мозга. Например, недостаток допамина, гормона удовольствия, который приводит к погружению в себя, мрачности, «бесчувственности» по отношению к окружающим, а порой – к экстравагантности в поведении.

Немалую роль в развитии шизофрении играет наследственность. Но и тут все непонятно: известно, что даже у тех родителей, оба из которых больны, чаще всего рождаются здоровые дети.

Еще одна из загадок: среди тех, кто страдал клинической шизофренией, много выдающихся людей. Тут и ученые, и художники, и писатели, и другие деятели искусства. Почему именно их поражает этот недуг? Можно предположить, что высокоразвитая психика обладает повышенной хрупкостью: это расплата за одаренность, талант.

Вниз по «лестнице»

Подлинная шизофрения чаще всего незаметна для неискушенного глаза. Она может развиваться медленно, постепенно разрушая личность, но может заявить о себе резко, в какие-то недели, а то и в считанные дни, делая человека неузнаваемым. Такой резкий приступ болезни называется «шубом». Этот термин происходит от немецкого слова, означающего сдвиг. В таком состоянии больной способен на самые отчаянные, но вместе с тем и бессмысленные поступки. Если пытаться выяснять с ним отношения, человек даже не станет отрицать содеянного, но и не снизойдет до объяснений. А это уже результат болезненного восприятия мира: у больного шизофренией потеряна способность к целостному его восприятию. Недаром «шизофрения» означает «расщепление ума».

   
   

После каждого болезненного приступа человек все более и более изменяется, как бы спускаясь по некой лестнице.

Характерным симптомом шизофрении можно считать такое болезненное расстройство, как псевдогаллюцинации. Галлюцинации «истинные» практически неотличимы от реальных ощущений. А вот псевдогаллюцинации никогда не смешиваются с другими ощущениями. К таким галлюцинациям относятся так называемые голоса, звучащие в голове. Со стороны можно заметить, что больной человек как бы к чему-то прислушивается, с кем-то спорит, затыкает уши пальцами, ватой.

Сами больные, однако, предпочитают об этом не распространяться. Есть медицинская шутка: когда на вопрос врача «Голоса слышите?» пациент сразу дает утвердительный ответ, то перед вами симулянт.

Бред бреду – рознь

Еще один важный признак шизофрении – бредовые состояния. Может быть бред преследования, изобретательства, реформаторства, особого значения. Больной человек может утверждать, что жена его ненавидит, потому что ее тапочки в прихожей стояли носками в разные стороны… Или что вы желаете ему зла, потому что надели костюм серого цвета.

Особенно часто негативные эмоции касаются близких ему людей – и чем ближе и важнее человек, на которого они направлены, тем они сильнее. При этом больной глубоко убежден в истинности своих представлений и опровергнуть их с позиций логики никогда не удается.

Однако считать болезнью любое проявление навязчивых идей не стоит. Бывает, что убежденные в своей правоте фанатики ведут себя в точности как больные.

Нельзя путать с шизофренией и так называемый реактивный психоз, который может иметь очень сходные проявления. Это расстройство может проявиться впадением в детство, когда, например, опытный военный после артобстрела начинает ощущать себя ребенком, которого отец послал в магазин за картошкой. И вот уже человека пронизывает тревога, он боится вернуться домой, потому что не смог ничего купить… Однако в таких бредовых построениях есть какая-то логика: перед артобстрелом противника человек также беззащитен, как ребенок перед суровым отцом. Подобные страхи играют защитную роль: они как бы «выключают» из опасной для жизни ситуации, «заставляя» бояться того, что менее страшно, чем реальность. Реактивный психоз заканчивается так же резко, как и начался.

Похожа на шизофрению и эндогенная депрессия, когда настроение у больного резко снижено, мысли замедленны, могут присутствовать неприятные ощущения, типа камня в теле. Причины эндогенной депрессии также неясны. Однако ее научились корректировать с помощью лекарств.

Трудный путь

Лечение шизофрении на сегодняшний день, к сожалению, протекает не слишком успешно: человек с таким диагнозом вынужден всю жизнь находиться на особых препаратах. Их отмена может вызвать дальнейшее «скатывание» вниз по лестнице болезни.

Необходимо также регулярное лечение в стационаре, когда препараты принимаются под контролем врача-психиатра, что само по себе представляет определенную сложность, ибо такие больные чаще всего считают себя здоровыми и их трудно уговорить лечь в больницу. Родным такого пациента приходится очень тяжело. Желательно, чтобы они пользовались помощью психотерапевта, помогающего им выдержать особенно критические ситуации.

Читайте в соцсетях!