Сколько времени вы ежедневно проводите в Сети? А ваш ребёнок?
— 5 часов в сутки — это уже тревожный показатель, — считает Владимир Малыгин, доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой психологического консультирования и психотерапии МГМСУ. — Но продолжительное застревание в Сети — не единственный повод говорить о наличии зависимости. Важно и то, что именно человек делает в Интернете. Одно дело, если это его работа, производственная необходимость, и другое — если он бесцельно, как по мусорной свалке, ползает по поисковым сайтам, удовлетворяя своё любопытство. Или играет в сетевые игры, общается в чатах, знакомится, занимается киберсексом, при этом отказываясь от нормального личного общения, от дружбы, любви, учёбы, карьеры. Вытеснение радостей и интересов реальной жизни — самый важный признак наличия зависимости.
Провода обрезать бесполезно
Через злоупотребление Интернетом — когда с ним забавляются, как с новой игрушкой, — проходят все. Но не все остаются в виртуальном пространстве.
В зависимости от свойств характера люди обращаются к разным ресурсам Интернета. Тот, кто вспыльчив, эмоционально неустойчив, агрессивен, скорее подсядет на различного рода «стрелялки» — игры, которые часто связывают с совершением преступлений в реальной жизни. Мы изучали поведение таких людей и обнаружили у них повышенный уровень агрессивности и тревожности. Можно предположить, что у некоторых из них игра агрессию снижает, у других, наоборот, ещё больше повышает. И хотя нельзя сказать, что деструктивные игры напрямую провоцируют преступления, в любом случае они не обучают человека нормальному поведению. Поэтому их, прежде чем допускать к продаже, необходимо подвергать психологической экспертизе, как в большинстве стран.
К многоуровневым онлайн-играм, общению в чатах чаще обращаются робкие, тревожные, погруженные в себя подростки. Им сложно решать частые в этом возрасте межличностные конфликты, а в Интернете общение спокойно, безопасно. Чаще всего за помощью обращаются родители студентов. Пока ребёнок учится в школе, возможности пользования Всемирной паутиной у него всё же ограниченны. Да и конфликты со сверстниками пока ещё не воспринимаются слишком серьёзно. Но на первом-втором курсе начинаются проблемы. С высокой долей вероятности они возникают у детей, которые рано пошли в школу, досрочно поступили в вуз. Они всегда находятся среди старших, которые их отвергают, и скрываются от обидчиков за волшебным монитором. Опасность — не в пребывании в Интернете, а в том, что зависимость от виртуального пространства вызывает задержку социального и эмоционального развития — неспособность работать и достигать результата, иметь друзей, создать семью.
Основная проблема формирования интернет-зависимости зачастую не в этих детях, а в их родителях. Ведь умение понимать людей, общаться закладывается в семье. Чувства развиваются через их переживания, через разговоры, которые ведутся дома во время ужина. Часто оказывается, что в семьях интернет-зависимых люди никогда в жизни не ели за одним столом. Никогда!
Так как же вернуть человека в реальную жизнь из виртуальной? Механические ограничения — программы по контролю доступа и даже попытки обрезать провода — не помогут. Один мой пациент — студент — просто сбежал из дома, где родители пытались его контролировать, в интернет-кафе и жил там неделю. Это довольно распространённый случай. Кроме того, я категорически против помещения таких людей в больницы или в специальные лагеря, как это делается в Китае. Временные ограничения ничего не дают, если человека не научить дружить, если не изменить его ценности. Первым делом нужно обратиться к психотерапевту — именно врачу, чтобы исключить наличие других заболеваний. Ребёнок с вами наверняка не пойдёт. Но, возможно, в этом и нет необходимости. Главное — изменить своё отношение к детям должны сами родители.
Попались в Сеть
Согласно статистике, в США от Интернета зависимы 3-5% взрослого населения. Боюсь, что это неточные данные. В Южной Корее считают, что злоупотребляют Сетью 40% школьников, а от 10 до 15% — зависимы. Примерно такие же цифры в Китае. В России эта проблема станет очень актуальной в течение ближайших 10 лет. К нам уже обращаются не только из Москвы, но и из других крупных городов. Тем временем специалистов в этой области — единицы. Поэтому в ближайшее время мы с коллегами выпустим методический материал для школьных психологов, учителей и родителей.
Сегодня значительная часть общения проходит в Интернете. И мы не знаем, какие изменения это повлечёт для будущего поколения: насколько важным будет для них живое индивидуальное общение, обмен эмоциями? Но уже очевидно, что злоупотребление виртуальной реальностью приводит к настоящей инвалидности. Мне известны молодые люди 30-35 лет, которые не могут работать, содержать и обслуживать себя. Родные кормят их с ложечки прямо возле компьютера.
Первые признаки интернет-зависимости:
• долгое нахождение в Сети,
• бесцельное её использование,
• вытеснение других интересов,
• снижение настроения, проявление агрессии при невозможности войти в Интернет.
Смотрите также:
- Александр Бухановский: «Мы зависимы! На то, чтобы вылечить общество, уйдут годы» →
- «Группы смерти» как лакмус. Как родители сами толкают детей в Сеть →
- Смертельный прыжок. Как не допустить самоубийства подростка →