Целительные прикосновения. Как инвалиду по зрению стать массажистом

© / Aaron Amat / Shutterstock.com

Наши эксперты: заведующая отделением дополнительного образования, преподаватель массажа Вера Кривенкова и заведующая специализированным отделением медицинского массажа для инвалидов по зрению, преподаватель массажа Ирина Николаева ГБОУ СПО «Медицинский техникум № 2» (г. Санкт-Петербург).

   
   

Почти во всех российских школах для незрячих и слабовидящих учащихся «медицинский массаж» преподается в старших классах в качестве обязательного школьного предмета. В дальнейшем выпускники могут пройти обучение в средних специальных учебных заведениях медицинского профиля.

Ранняя ориентация

Задача базового школьного курса состоит в том, чтобы помочь юношам и девушкам определиться, хотят ли они в будущем стать массажистами, готовы ли связать жизнь с этой профессиональной стезей.

Как известно, у юных инвалидов по зрению выбор возможных специальностей более ограничен, чем у выпускников школ, не имеющих проблем со здоровьем. Поэтому профессия массажиста приобретает особое значение. Массажем могут заниматься и те, кто полностью лишен возможности зрительно воспринимать окружающий мир.

Содержание программы

На школьных уроках детям показывают приемы классического массажа. Программа курса также состоит из изучения строения тела человека, работы опорно-двигательного аппарата, мышечной системы.

Овладев навыками классического массажа, выпускники школы смогут углубить и расширить свои знания во время последующей учебы в среднем специальном медицинском учебном заведении.

Школьная программа включает в себя простейшие методики массажа при некоторых заболеваниях. Таким образом, хотя учащиеся и не проводят массаж реальных пациентов, а тренируются исключительно друг на друге, они уже в школьные годы получают представление о медицинском массаже и его роли в укреплении и восстановлении здоровья.

   
   

Дорога в профессию

До 1991 года обучение инвалидов по зрению профессии массажиста осуществлялось в нашей стране исключительно в Кисловодском медицинском училище в Ставропольском крае. Затем специализированные отделения медицинского массажа для инвалидов по зрению стали создаваться в целом ряде российских учреждений среднего профессионального образования, в том числе и в Санкт-Петербурге.

Разумеется, программа обучения в медицинском училище или техникуме существенно отличается от школьной. Если в школе учащиеся изучают массаж для общего развития и первоначального знакомства с профессией, то в техникуме целью обучения является получение профессиональных навыков, конкурентоспособных на современном рынке труда.

Психология и техника безопасности

Обучение на специализированном отделении медицинского массажа для инвалидов по зрению продолжается три года. Особое значение в работе массажиста придается психологической подготовке. Сеанс медицинского массажа может продолжаться до сорока минут. Массажист проводит с отдельным пациентом больше времени, чем любой другой медицинский работник.

Поэтому выпускники техникума должны уметь устанавливать психологический контакт с пациентами. Задача специалистов по массажу состоит в том, чтобы успокоить пациентов, соз­дать у них хорошее настроение, вселить уверенность в успехе лечения.

Частью учебной программы является техника безопасности и охрана здоровья при проведении массажа. Основополагающий медицинский прин­цип «Не навреди!» в полной мере относится и к работе массажиста. Для людей этой профессии важно не нанести вред не только пациенту, но и себе, ведь профессия массажиста – тяжелый труд.

В отличие от зрячих студентов инвалиды по зрению освобождены от изучения ряда процедур, которыми должны владеть обычные медсестры и медбратья. Ограничения по зрению не позволяют, за редким исключением, использовать труд массажистов при проведении других процедур, кроме массажа. Впрочем, массаж – настолько разносторонняя сфера дея­тельности, что скучать массажистам не приходится!