Николай Дронов: «Рак – это не приговор»

Николай Дронов. © / Фото: Александр Натрускин / РИА Новости

Вопросы, связанные с доступностью онкологической помощи, стоят остро во всех российских регионах. Помочь в них разобраться и вынести на федеральный уровень помогает проект «Главная дорога».

   
   

Один из его участников – председатель исполнительного комитета МОД «Движение против рака», член общественного совета при Минздраве РФ Николай Дронов.

В зоне риска

Лариса Щербинина, «АиФ. Здоровье»: Николай Петрович, когда и зачем появился проект «Главная дорога»?

– Это национальный некоммерческий проект. Стартовал он в феврале прошлого года. В нашем полку – эксперты различных областей медицины. Каждый, так или иначе, изучает вопросы, связанные с неинфекционными заболеваниями, в частности с онкологическими. Злокачественные новообразования – вторая по значимости причина смерти в России и мире. Это очень серьезная социальная и демографическая проблема, так как в зоне риска – люди трудоспособного возраста. Именно они и составляют человеческий капитал государства. В российские регионы мы приезжаем, чтобы за круглым столом вместе с представителями государственных и общественных организаций обсудить возникающие на местах проблемы. Содействуем в разработке «дорожных карт» развития регионального здравоохранения. Наши эксперты помогают разобраться в каких-то правовых аспектах, обсудить вопросы доступности онкологической помощи. Ведь не все проблемы можно решить на местном уровне.

Только цифры
По данным НП «Центр социальной экономики»: в России новых случаев злокачественных новообразований, выявляемых ежегодно, – 505 тыс. человек; состоят на учете в территориальных специализированных онкологических учреждениях – 2905 тыс. человек.

– Что вы можете сказать о тех конференциях, которые уже провели в ряде городов России?

– Отрадно, что такие встречи не носят формальный характер. Зачастую в них принимают участие квалифицированные кадры, поднимающие действительно острые, непридуманные вопросы. Как правило, мы видим, что у людей есть потребность получать консультации, методическую и юридическую помощь. Некоторые пожелания адресуют конкретно в федеральные структуры.

Мы не ждем сиюминутного эффекта от таких встреч. Ведь трудности системы здравоохранения прежде всего связаны с общеэкономическим уровнем развития страны. Несмотря на то, что за последние 7–8 лет были отпущены колоссальные средства на реализацию ряда федеральных приоритетных проектов в сфере охраны здоровья. Таких денег не выделялось ни во времена императорской России, ни в советские годы.

   
   

Но сегодня мы видим, что остались общие для всей страны проблемы. В первую очередь они касаются нехватки ресурсов для развития отрасли, невысокого качества управленческого персонала и реабилитации пациентов.

– Неудивительно, что россияне стараются ехать лечиться в Европу…

– Мнение, что в Европе лучше, – пропагандистский штамп. Наверное, там лучше в каком-то морально-этическом плане, в отношении культуры обслуживания. А технологии и специалисты у нас не отстают.

Бюрократическая карусель

– Николай Петрович, вы занимаетесь правовыми вопросами в некоммерческом партнерстве «Равное право на жизнь» и в общественной организации «Движение против рака». С какими жалобами к вам чаще всего обращаются?

– Письма и звонки в чем-то схожи у всех граждан России. Приведу лишь некоторые примеры. Человеку показан определенный лекарственный препарат. Но он дорого­стоящий, и в целях экономии ему назначают более дешевый, но менее эффективный. Или пациенту уже выписано лекарство, но он не может получить его в аптеке, так как оно не закуплено органом управления здравоохранения региона… Пациенты жалуются в выше­стоящие инстанции, вопрос «берут на контроль». Так называемая бюрократическая карусель настолько оттягивает время, что порой бывает уже и поздно лечить.

Случаев кощунственного отношения к пациентам немало. Районный врач, заподозрив у пациента злокачественное образование в легких, направил его в областную больницу к пульмонологу, а не к онкологу. Хотя в таком случае должен был направить в областной онкодиспансер. Видимо, расчет был на то, что с таким заболеванием долго не живут.

Некоторые сталкиваются с проблемой лекарственного обеспечения из-за того, что, будучи на инвалидности, отказались от социального пакета. Мы своим пациентам всегда рекомендуем не делать этого. Ведь 900 рублей, которые они получат взамен лекарств, никогда не решат онкологических проблем. Зато такая замена очень выгодна для государства: мол, отдали деньгами и ничего не должны.

– Насколько я понимаю, тема лекарственного обеспечения больных стоит сегодня очень остро?

– Обеспеченность полноценными лекарственными препаратами по стране колеблется от 10 до 70%. Исключая регионы-доноры. Это общенациональная проблема: мы не имеем достаточного количества качественных отечественных лекарств, а зарубежные безумно дороги.

Российское законодательство предполагает, что вся специализированная помощь   – расходные обязательства регионов. Но ресурсные возможности у всех разные. Бывает, что врачи отказывают в адекватном современном лечении из-за скудности финансирования. Допустим, в бюджете области заложено 200 тыс. рублей на лечение онкологических заболеваний. Реально их хватит только на 20 человек, а нуждаются в лечении 100! И дальше начинается эквилибристика – поиск «социально значимых» пациентов. В первую очередь обслуживают тех, у кого есть связи и знакомства. На задний план отходят подобные какой-нибудь бабе Фросе, которая в возрасте и за которую никто не просил…

Не сидеть сложа руки

– Интересно, какие регионы больше всего жалуются?

– Из половины обращений в прошлом году – жители Московской области. Вообще жители ЦФО меньше жалуются, чем, например, граждане из южных регионов или Поволжья. Но это не говорит о том, что у них все хорошо. Люди искренне верят: если они не будут жаловаться, то их будут лечить. Это иллюзия. Если права человека нарушаются, то они будут нарушаться независимо ни от чего. Практика показывает, что в 3 из 4 случаев обратившиеся правы. И 70–75% ущемленных в правах потом все-таки получают поддержку – средства сразу находятся. А тихо сидеть и молча ждать – не путь к спасению. Нужно активнее отстаивать свои права, но, разумеется, делать это обоснованно.

– Возможно ли все-таки победить рак в наше время?

– Это не приговор, это хроническое заболевание – такое же, как диабет. С учетом имеющихся сегодня технологий, если вовремя диагностировать и правильно лечить, человека можно поддерживать в стадии стойкой ремиссии очень долго.

Но ни в коем случае не надо слушать тех, кто предлагает нетрадиционные методы лечения. Очень важно не терять разум и в первую очередь обращаться к врачу. 

Смотрите также: