Первый принцип - учитывание возможности ребёнка - его здоровья, нервной системы. Сегодня появились дети, которых чем больше нагружаешь, тем лучше они развиваются (когда весь день у них расписан). Но не все такие энтузиасты. Главное, чтобы воспитание было гармоничным. Нужно не забывать: мозг развивается, когда получает нагрузку.
Второй принцип - разнообразие. Чтобы ребёнок не сидел без конца в Интернете и соцсетях, нужно предлагать разные занятия. Если ребёнка отправили в музыкальную или спортивную школу с первого класса - это не разнообразие. Другие родители считают: отдали ребёнка на шахматы, значит, спорт не нужен. Поэтому сейчас встречаются дети очень развитые умственно, но физически абсолютно беспомощные: неловкие, неумелые. Как результат - они непопулярны среди сверстников, начинают избегать их компаний. Обязательно должны быть спортивные и развивающие интеллект виды деятельности: познавательные, исследовательские кружки, чтение книг, планетарий и т. д. То есть всё, где есть новая информация. Ребёнку нужны новые впечатления. Когда у него перед глазами каждый день школа, дом, уроки, секция - то всё время стресс. Он живёт по инструкции. И тогда даже гаджеты дают ему смену впечатлений, возможность вырваться из привычного круга. Но впечатления можно получать и другим способом.
Третий принцип - лучше заниматься, чем ничего не делать. Но ещё важнее - чтобы родители тоже были вовлечены в занятия ребёнка: знали, что там происходит, что у ребёнка получается, что не нравится. Это должна быть совместная жизнь родителей и детей. У ребёнка не должно быть ощущения, что его родители задвинули в какую-то камеру хранения, будь то секция или школа, а сами пошли передохнуть, выпить чашечку кофе. Тогда начинаются капризы: «Мне это не нравится», «Здесь тоже неинтересно...» Такое перебирание занятий не от вредности характера. Это уловка - привлечь внимание взрослых, чтобы те были вместе с детьми и интересовались их делами. У детей лучше всего развивается то, что поддерживают родители.
Про отдых тоже нельзя забывать. Один день в неделю должен быть свободен вообще от всех занятий и уроков.
- Способности к определённому виду спорта могут проявляться уже в раннем детском возрасте. Для достижения успехов в спорте необходимо наличие способностей, характеризующих психологические и двигательные особенности ребёнка. Так, с психологической точки зрения очень важным качеством для будущего спортсмена является желание заниматься спортом, стремление во что бы то ни стало быть первым.
В отношении двигательных способностей дело обстоит сложнее. Для различных видов спорта необходим свой набор физических качеств. Например, для плавания и многих других циклических видов спорта (бег на лыжах и другие) важно развитие выносливости. Для художественной гимнастики - хорошая координация и гибкость. Причём самый благоприятный период для развития способностей девочек - 7-10 лет. В спортивных единоборствах важная роль отводится скоростно-силовым и силовым качествам. Для плавания важны такие характеристики, как подвижность в плечевых и голеностопных суставах, гидродинамические особенности тела (длина гладкого скольжения). Поэтому для серьёзных занятий спортивным плаванием, как правило, отбирают детей пропорционально сложённых, имеющих гладкую мускулатуру, лёгкий костяк, тонкие лодыжки и запястья, большой размер стопы и кисти.
Наш совет
В любом случае при выборе спортивной секции стоит сначала пообщаться с родителями детей, которые в них занимаются, посмотреть сами занятия, насколько дружелюбна атмосфера, часты ли травмы у детей. Ведь многие тренеры, нацеленные на то, чтобы готовить кадры для большого спорта, могут быть довольно жёсткими в обращении с подопечными. Не все маленькие дети могут выдерживать такие эмоциональные нагрузки ещё в дополнение к физическим. Если ребёнок жалуется на постоянную усталость, отказывается ходить на тренировки, стоит задуматься о смене секции.
Лишний вес, проблемы с осанкой
Для зрения
При заболеваниях глаз, например при близорукости, очень полезны плавание и бадминтон. Более того, врачи отмечают, что некоторые дети, которые приходят в секцию бадминтона, через год занятий снимают очки. Почему? В НИИ глазных болезней им. Гельмгольца провели исследование: взяли несколько групп детишек, которые имели какую-то рефракционную патологию зрения, в том числе близорукость, а потому приходили на занятия в очках, и наблюдали за этими детьми. В итоге врачи обнаружили, что у ребят с начальной стадией близорукости зрение восстановилось, у других степень миопии уменьшилась. Дело в том, что когда ребёнок следит за воланом (вблизи-вдали), то постоянно тренирует аккомодационные мышцы глаз. Это сходно с упражнением, которое офтальмологи рекомендуют для близоруких детей: смотреть на метку на стекле, а потом вдаль на дерево или другой объект. Плюс обычная физическая активность: укрепляются опорно-двигательный аппарат и, соответственно, фиброзная оболочка глаза. Точно так же подходят детям с плохим зрением занятия теннисом. Но большой теннис более травматичен, чем бадминтон.
Плавание полезно потому, что разгружает позвоночник, улучшается кровоснабжение многих органов, в том числе глаз. Одна из теорий близорукости - это как раз нарушение кровоснабжения глазного яблока.
Однако для плавания есть противопоказания. Поскольку вода в бассейне обычно прохладная, то при наличии проблем в лор-области или мочеполовой сфере лучше отказаться от этого вида спорта, чтобы процесс не стал хроническим.
Наш совет
Детей в начальной школе специалисты не рекомендуют сразу нагружать множеством кружков и секций. Достаточно двух дополнительных занятий, причём желательно, чтобы одно было связано со спортом или физическими упражнениями. В идеале перед выбором надо посоветоваться с врачом. Педиатр может подсказать, какие именно занятия подойдут ребёнку, исходя из его конституции, возможных рисков заболеваний или даже для коррекции уже имеющихся нарушений здоровья. В любом случае не надо сразу ставить себе цель - вырастить из своего ребёнка олимпийского чемпиона. В серьёзных спортивных секциях очень высокие физические нагрузки, а занятия через силу и боль маленьким детям могут быть даже вредны.
- Сейчас появилось множество интересных секций для детей, особенно в крупных городах. Посещение кружков расширяет кругозор, у ребёнка появляется дополнительная группа общения помимо школы, дети учатся планировать своё время, чтобы успеть и в школу, и на кружок. Но всё это при условии, что ребёнку самому интересно заниматься. В противном случае, если дети ходят на занятия через силу, развиваются разнообразные навыки отлынивания: играть в планшет во время выполнения домашних заданий, прогуливать секцию и т. д. Это тоже полезные навыки, но немногие родители готовы их специальным образом развивать.
Стоит обсудить вместе с ребёнком все варианты секций, доступных ему (по возрасту, бюджету, удалённости от дома). Если ребёнок смущается в первый раз что-то попробовать, можно поддержать его: сходить вместе, отдельно встретиться с тренером и т. д. А если дети хотят посещать сразу несколько дополнительных занятий, стоит постепенно увеличивать нагрузку. Некоторые ребята хотят разносторонне развиваться и всё свободное время занять кружками. В этом случае важно помогать детям отслеживать усталость и предлагать время для отдыха.
Наш совет
Что касается творческих занятий - рисование, музыка, пение и другие, - то при выборе лучше всего ориентироваться на интересы ребёнка. Предлагать как можно больше разнообразных занятий (не понравились танцы - пойти на вокал, не пошли шахматы - заняться рисованием). Тогда выше шансы понять, в чём ребёнок талантлив и успешен больше всего.
Умело подобрав дополнительные занятия, можно помочь ребёнку лучше учиться в школе.
Если ребёнок очень стеснительный, зажатый - пойти в театральный кружок, чтобы его немного раскрепостить и развить выразительную речь, умение преподнести себя, держаться и выступать на публике.
Есть сложности с решением логических задач - попробуйте научить ребёнка играть в шахматы.
Если у первоклашки не ладится письмо - нужны кружки, где надо работать руками: конструирование-моделирование, рисование (помогают даже обычные раскраски), дизайн, декоративно-прикладное искусство, кружевоплетение (есть и такое!), вязание, вышивание.