Почему разбился малайзийский «Боинг»?

Категория:  Происшествия
Ответ редакции

Последнее обновление: 05.03.2015 г.

   
   

Прокуратура Нидерландов опровергла сообщения о том, что «Боинг»«Малайзийских авиалиний» был сбит российским зенитным ракетным комплексом «Бук». Информацию о том, что голландские эксперты якобы пришли к такому выводу, ранее распространили украинские СМИ. В публикациях, в частности, указывалось, что «Бук» был доставлен в Донецкую область из РФ незадолго до трагедии. 

Крушение «Боинга», который летел из Амстердама в Куала-Лумпур, произошло 17 июля прошлого года над территорией Донецкой области Украины, контролируемой ДНР. На борту лайнера находились 298 человек. Выживших в авиакатастрофе нет.

АиФ.ru собрал предварительные версии крушения «Боинга».

Версия первая. «Боинг» был по ошибке уничтожен ополченцами ДНР

Этой версии придерживаются украинские власти. По их данным, ополченцы ДНР располагают зенитными ракетными комплексами «Бук» — их технические характеристики позволяют уничтожать самолёты на высоте более 10 километров.

Поначалу говорилось, что сторонники федерализации захватили ЗРК в одной из воинских частей под Донецком в конце июня. Позже эту информацию опроверг генпрокурор Украины Виталий Ярёма.

Однако в пользу этой версии приводили следующие аргументы:

   
   

  • 14 июля ополченцы уничтожили украинский военный самолёт Ан-26, который был сбит на высоте 6500 метров, чего нельзя было сделать без помощи ПЗРК;
  • в социальной сети в группе «Сводки от Стрелкова», ведущейся от имени главы Минобороны ДНР, появилось сообщение об уничтожении 17 июля в районе посёлка Торез ещё одного украинского Ан-26. На деле в указанном районе упал «Боинг»;
  • СБУ опубликовала запись некоего радиоперехвата, на которой командир ополченцев «Бес» (Безлер) докладывает своему куратору из ГРУ о том, что ими по ошибке уничтожен гражданский самолёт.

ДНР опровергает информацию о том, что «Боинг» могли сбить ополченцы →

Противники этой версии прибегают к следующим контраргументам:

  • в уничтожении Ан-26 14 июля представители Киева обвиняли не ополченцев, а российские ВВС и ПВО;
  • представители группы «Сводки от Стрелкова» сообщили, что информация о сбитом самолёте была получена не от военного лидера ДНР, а из открытых источников;
  • никаких подтверждений подлинности записи разговора, представленного СБУ, нет.

3 августа генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен в интервью изданию Midi Libre заявил, что у Североатлантического альянса есть доказательства вины ополченцев в крушении лайнера. При этом Расмуссен не уточнил, какие именно факты об их причастности к трагедии стали известны НАТО.

Минобороны РФ представило новые данные о крушении Boeing 777 →

Версия вторая. «Боинг» уничтожен ПВО Украины в результате непреднамеренной ошибки

Достоверно известно о наличии у ПВО Украины комплексов, способных поражать цели на больших высотах, в частности ЗРК «Бук».

Минобороны РФ зафиксировало работу украинской РЛС в день крушения малайзийского Boeing 777 и вычислило населённые пункты Украины, откуда могли сбить лайнер, сообщает пресс-служба ведомства.

«Российскими радиотехническими средствами в течение 17 июля фиксировалась работа радиолокационной станции "Купол" батареи "Бук-М1", дислоцированной в районе населённого пункта Стыла (30 километров южнее Донецка)», — говорится в сообщении.

Уточняется, что маршрут самолёта и место его падения попадают в зону поражения двух украинских батарей зенитного ракетного комплекса большой дальности и трёх батарей ЗРК средней дальности «Бук-М1».

«При этом технические особенности "Бук-М1" позволяют осуществлять обмен информацией о воздушных целях между батареями одного дивизиона. Таким образом, пуск ракет также мог быть осуществлён со всех батарей, дислоцированных в населённом пункте Авдеевка (8 километров севернее Донецка) или Грузско-Зорянское (25 километров восточнее Донецка)», — заявили в ведомстве.

Ловушка для «Боинга». Правда о гибели самолёта Киеву не нужна? →

Версия третья. «Боинг» был сбит штурмовиком Су-25 ВВС Украины

Власти ЛНР заявили, что малайзийский «Боинг» был сбит штурмовиком ВВС Украины.

«Очевидцы, наблюдавшие полёт пассажирского самолёта „Боинг-777“, наблюдали атаку на него штурмовика ВВС Украины. После чего пассажирский самолёт раскололся на две части в воздухе и упал на территории ДНР. После атаки украинский штурмовик был сбит и упал на территории ЛНР в районе Красного Луча. На данный момент ведутся поиски сбитого самолёта», — говорится в сообщении.

Эту версию подтверждает интервью «Комсомольской правды» с неназванным человеком, представленным в качестве «секретного свидетеля» по делу о крушении. По словам источника, незадолго до авиакатастрофы с аэродрома под Днепропетровском в воздух были подняты три штурмовика, один из которых был оснащен ракетами «воздух — воздух». В результате только этот самолет позднее вернулся на аэродром, однако боекомплект был пуст, а летчик «очень напуган». Собеседник газеты заявил, что летчик, выйдя из самолета, произнес: «Самолет не тот», а позднее говорил о том, что самолет «оказался в ненужное время и в ненужном месте». Он не исключил, что капитан Су-25 мог принять «Боинг» за боевой самолет.

Версия четвёртая. «Боинг» был по ошибке уничтожен украинскими военными

Испаноязычный диспетчер, работающий в киевском аэропорту «Борисполь», написал в микроблоге, что «Боинг» сопровождали два украинских истребителя, один из которых и сбил его. При этом нет доказательств того, что данное сообщение действительно принадлежит некоему сотруднику аэропорта «Борисполь».

Однако ряд очевидцев на месте трагедии также утверждают, что наблюдали военные самолёты в районе гибели «Боинга».

Версия пятая. Лайнер «Малайзийских авиалиний» шёл по не используемому другими авиакомпаниями маршруту либо сбился с курса

«Боинг», принадлежавший «Малайзийским авиалиниям», совершал рейс над территорией боевых действий на востоке Украине по маршруту, которого избегал ряд других авиакомпаний, сообщило агентство Bloomberg.

По другой информации, самолёт отклонился от курса и попал в «запретную зону».

Обе версии опроверг министр транспорта Малайзии Лиоу Тионг Лайя. По утверждению главы министерства, транспондер самолёта был полностью исправен, ни о каких жалобах на него на протяжении всего полёта сообщений не поступало.

При этом, по словам Тионг, тем же маршрутом в настоящее время летают 15 из 16 азиатских авиакомпаний, поэтому речь не идёт о непроверенном или неизвестном воздушном пространстве.

К тому же воздушная зона для гражданских самолётов на высоте больше шести километров была открыта на всей территории Украины, в том числе и в зоне проведения АТО.

Версия Бундестага

Правительство Германии опубликовало документ за подписью статс-секретаря (замминистра) иностранных дел Маркуса Эдерера. В нём, в частности, указывается, что 17 июля в небе над территорией Польши и Румынии находились самолёты НАТО. Они зафиксировали активность систем ПВО, но о «Буке», из которого якобы сбили лайнер, речь не идёт.

По версии немецкого Кабмина, рейс был сбит ракетой зенитно-ракетного комплекса С-125 «Печора» (по классификации НАТО — SA-3). Это старый советский комплекс, который в России давно заменён на С-300. На Украине же С-125 «Печора» по-прежнему стоит на вооружении армии.

Россия экспортирует модернизированный вариант С-125 «Печора». Комплекс обладает хорошими боевыми характеристиками, во время войны в Югославии из него был сбит американский самолёт-невидимка F-117.