Пусть говорят: 5 секретов успеха Андрея Звягинцева

Андрей Звягинцев. © / www.russianlook.com

На сегодняшний день Андрей Звягинцев — самая обсуждаемая персона в российском кино. Его «Левиафан» стал главным художественным высказыванием года — мало кто отказал себе в удовольствии его прокомментировать. Всего Звягинцев снял пять фильмов, и все они нашли своего зрителя не только в России, но и за рубежом. В день рождения режиссёра АиФ.ru проанализировал, что именно помогает фильмам Звягинцева оставаться на высоте.

   
   
Кинорежиссёр Андрей Звягинцев на шестой церемонии вручения Национальной премии общественного признания достижений граждан Российской Федерации «Россиянин года», 2011 год. Фото: РИА Новости/ Алексей Филиппов

Смыслы

«Вечные» темы, символы и религиозные аллюзии, внимание к общему, а не к частному — все картины Звягинцева подчинены одной системе и поэтому узнаваемы. В начале карьеры режиссёра часто сравнивали с Тарковским, отмечая колоссальное влияние предшественника на его творчество. Сам Звягинцев не отрицает, что в своей работе обращался к Тарковскому, но этого, по его словам, не удалось бы избежать ни одному из современных серьёзных режиссёров.

Во всех картинах Андрея Звягинцева заявлен семейный конфликт: главный герой «Возвращения» — отец, который приезжает к семье после долгих лет отсутствия. «Изгнание» рассматривает отношения между супругами, а героине фильма «Елена» приходится делать выбор между мужем и сыном. В двух последних на сегодняшний день картинах — «Елене» и «Левиафане» — появился социально-политический контекст, но сам режиссёр очень осторожно высказывается на эту тему. «На мой взгляд, проблематика эта здесь не является главной — она лишь фактура, декорация для подлинной мистерии. Елена — мать. Главное для неё — её дети. Ради них она пойдёт на любые жертвы. В этом её трагический пафос, её миссия, её личный апокалипсис», — говорил режиссёр о фильме.

С «Левиафаном» всё сложнее, потому что очевиднее, но и здесь Звягинцев старается обратить внимание зрителей на более высокие материи, чем обсуждение количества выпитой героями водки. «Видите ли, я сейчас стою на позиции, что эта картина целиком и полностью находится на территории искусства, — говорит он. — Искусство охватывает все твои сферы, пробирается куда-то под кожу — и там уже начинает бродить твой собственный сок и гражданина, и поэта, твой собственный гнев, твоя надежда, твой собственный опыт встречи с миром».

Картинка

Значительный вклад в историю успеха Андрея Звягинцева внёс человек, который чаще всего остаётся за кадром. Это оператор Михаил Кричман, который снимал все пять фильмов Звягинцева. Невероятные пейзажи, бесконечно долгие планы, игра света и тени — визуальная составляющая в фильмах Звягинцева играет значительную, едва ли не ведущую роль. Интересно, что у Михаила Кричмана, награждённого призами самых известных кинофестивалей, нет операторского образования — только громадный талант и мастерство, приобретённое в работе.

«Если вы смотрите через объектив и вам нравится то, что происходит, тогда вы в правильном месте в правильное время. Я хотел быть оператором, но не очень понимал, как это вообще может быть. Так получилось, что вне времени и вне действия встретился с человеком, который ввёл меня в кинематограф», — говорит Кричман.

Российский кинорежиссёр Андрей Звягинцев (справа) и исполнители главных ролей в его конкурсном фильме «Изгнание» Константин Лавроненко (слева) и Мария Бонневи на 60-м Каннском кинофестивале., 2007 год. Фото: РИА Новости/ Алексей Петров

Подбор актёров

Каждый фильм Андрея Звягинцева можно рассматривать как пример идеального кастинга. Константин Лавроненко в «Изгнании» и «Возвращении», Надежда Маркина и Андрей Смирнов в «Елене», Алексей Серебряков и Елена Лядова в «Левиафане» — каждый актёр у Звягинцева занимает должное место, не больше, не меньше, и вместе с ним создаёт историю.    
   

В работе с актёрами Звягинцев предпочитает золотую середину — даёт исполнителям определённую степень свободы, но всегда контролирует процесс. «Я не настаиваю ни на чём, просто поправляю какие-то вещи — градус сцены, — объясняет он. — Главным является выбор актёра, а не работа с ним уже на площадке. Когда выбираешь, очень много руды процеживаешь, пока не встретишь того, кто в точности или с каким-то зазором соответствует тому, что тебе виделось за этим персонажем. Потом ты просто закрываешь глаза на зазор и доверяешь актёру. Но это нельзя назвать импровизацией, потому что актёр всё равно находится в берегах ритма сцены».

Продвижение

В России немало талантливых режиссёров, но только за фильмы Андрея Звягинцева бьются самые крупные европейские кинофестивали. С первой же своей картиной он взял «Золотого льва» в Венеции, «Изгнание» принесло Константину Лавроненко приз за лучшую мужскую роль в Каннах, там же были отмечены «Елена» и «Левиафан». Теперь Звягинцев будет представлять Россию на «Оскаре» — это большое достижение не только для самого Андрея, но и для его продюсера.

Продвижением первых двух фильмов Звягинцева занимался Дмитрий Лесневский — вполне успешно, если вспомнить их фестивальную судьбу. В дальнейшем их пути разошлись, и продюсером Звягинцева стал Александр Роднянский, который преумножил достижения Лесневского и устроил прокат «Левиафана» в 50 странах мира.

Роднянский уверен, что и другие фильмы режиссёра ждёт счастливая фестивальная судьба, и объясняет, почему: «Андрей Звягинцев — один из немногих, если не единственный режиссёр, по фильмам которого  за пределами России судят о состоянии дел в российской культуре, в российском кинематографе и даже шире — в российской жизни».

Позиция художника

По мнению Андрея Звягинцева, автор фильма должен думать о качестве фильма, а не о том, насколько он будет коммерчески успешным — это задача продюсера. В последнее время режиссёра обвиняют в том, что он снимает кино с расчётом на западного зрителя и критиков, но с этими высказываниями Звягинцев не согласен. «Я просто действую, я просто делаю кино, как могу, как умею», — говорит режиссёр, добавляя, что его истории универсальны и не имеют национальности.

В то же время в универсальных историях зрители видят себя, и не всем это нравится. Отзывы о «Левиафане» в Сети достойны отдельного издания — художественный образ РФ, как многие считают, должен быть иначе представлен в российском кино, получающем финансовую поддержку от государства. «Экзистенциальная безнадёга» — так формулирует творческий стиль Звягинцева министр культуры Владимир Мединский. Недавно он выразил надежду, что в своих будущих работах режиссёр откажется от этого стиля. Однако Звягинцев вовсе не собирается прислушиваться к рекомендациям, говоря, что у него с министром культуры «разные надежды и разные перспективы, мы движемся в разных направлениях». В его планах — съёмки фильмов о Великой Отечественной войне, о первых годах христианства, а также история, действие которой происходит в Древней Греции.