«Ещё 25 % обращений в прокуратуру — это жалобы от людей, проживающих в деревянных домах с частичным благоустройством, либо в неблагоустроенных домах», — констатирует заместитель прокурора города Дмитрий Некрасов.
Корреспондент «АиФ-Архангельск» выяснил, как прокуратура реагирует на обращения граждан и чем реально может им помочь.
Банальная халатность?
Наталья Попова, «АиФ-Архангельск»: Дмитрий Сергеевич, судебные решения не исполняются, а их уже около двух тысяч по Архангельску. Люди продолжают жить в «развалюхах». Какой выход?
Дмитрий Некрасов: Исполнение судебных актов возложено на мэрию города. Они — ответчики. В случае неисполнения судебных актов службой судебных приставов назначаются наказания в виде штрафа. Действительно, в итоге мы видим, что далеко не все решения исполняются. Нужно помнить, что тому есть и объективные причины: жилфонд строился в 50–70 годы прошлого века.
И всё же на сегодня эта проблема сдвинулась с мёртвой точки. В 2010 и 2011 годах в решении о местном бюджете расходы на исполнение судебных актов были предусмотрены. Более 100 судебных решений были реально исполнены. Мы со своей стороны информируем мэрию, городскую Думу о необходимости предусматривать в бюджете указанные средства. Дальше — работа чиновников и депутатов. Но не только эти судебные решения могут исполняться выделением денег конкретной семье, ведь и строительство в Архангельске осуществляется. Прокуратура проверяла строительство жилья на улице Конзихинской. Построены дома? Построены, введены в эксплуатацию. По документации дома соответствуют всем требованиям, там были отдельные нарекания, но все нарекания подрядчиками устранялись.
Но в то же время серьёзную озабоченность вызывает строительство четырёх многоквартирных домов на улице Доковская. Дома не достроены, в установленные контрактом сроки работы завершены не были. Прокуратура области внесла представление в мэрию города об устранении выявленных нарушений. Возникал вопрос, почему не предъявлены штрафные санкции подрядчику? Почему за нарушение не расторгнут муниципальный контракт? При проверке мы видели, что работы не выполнены, а по документации — оплачены. Проверка ещё не завершена, окончательное решение, есть ли там халатность, превышение полномочий — не принято. Дома на Доковской должны были сдать в 2102 году. Но на сегодняшний день граждане не переселены. К слову, финансирование строительства домов осуществлялось, в том числе, и за счёт Фонда содействия и реформирования ЖКХ. Это деньги федеральные, это реальная помощь федерального центра муниципальным образованиям в решении жилищной проблемы. Но контракт был сорван, теперь деньги необходимо возвращать в Фонд. Из-за этого может быть поставлено под угрозу и будущее финансирование. Мэрия сама не строит дома, но она должна контролировать и жёстко пресекать факты отступления от сроков выполнения контракта.
Рыночная экономика
Н. П., «АиФ-Архангельск»:: Почему у нас так много управляющих компаний? Такое впечатление, что их работу не проверяют ни мэрия, ни правоохранительные органы. Коммунальщики как хотят, так и поднимают квартплату.
Д. Н.: Сколько должно быть управляющих компаний, такой цифры нигде в законодательстве нет. У нас рыночная экономика. Каждый может организовать управляющую компанию. Я не считаю, что это плохо, когда есть конкуренция. Плохо, когда управляющая компания не исполняет своих обязательств, вот тогда нужно принимать меры. Осуществление муниципального жилищного контроля возложено на городскую власть. То есть мэрия города, установив факты неисполнения управляющими компаниями своих обязательств по договорам управления, вправе решать вопросы о прекращении действия данного договора и выборе новой управляющей компании. Тем не менее до января 2013 года соответствующего положения о муниципальном жилищном контроле, как того требует закон, не было. Мы предъявили в суд иск о признании бездействия мэрии незаконным и возложении обязанности — организовать муниципальный жилищный контроль. Иск удовлетворён, работа начата, штат укомплектован. Специалисты, а это сотрудники мэрии, проводят проверки деятельности управляющих компаний при поступлении жалоб граждан.
Возникает вопрос: что мешало это сделать, почему необходимо было вмешиваться прокуратуре, обращаться в суд, выносить судебное решение и только после этого приступать к реализации возложенных на органы местного самоуправления задач?
Но в то же время мы не можем постоянно критиковать мэрию. Мы должны конструктивно взаимодействовать. Наша работа — надзирать, их работа — исполнять. Мы проводим планёрки, совещания с привлечением сотрудников и отдельные вопросы оперативно решаем.
Н. П., «АиФ-Архангельск»: Читатели рассказывают: в прокуратуре не принимают жалобу, если она не коллективная. «Пусть весь подъезд подпишется, что течёт крыша», — так говорят людям.
Д. Н.: Я об этом слышу впервые. Прокуратура реагирует на каждое заявление. Но здесь нужно уточнить. Прокуратура не подменяет иные государственные органы, то есть, получив заявление, которое отнесено к компетенции государственной жилищной инспекции, мы и направляем его для проверки в государственную жилищную инспекцию. Поэтому граждане могут не совсем правильно понять, получив сопроводительное письмо, в котором видят строку: «Ваше заявление переадресовано в госжилинспекцию». То есть мы перенаправляем в тот орган, который должен этим заниматься. Мы сейчас все обращения направляем с контролем. Те должностные лица, которым мы адресовали копию обращения, информируют нас о результатах его рассмотрения. Да, бывают такие случаи, когда граждане жалуются: государственный орган не принял достаточных мер. Вот тогда мы включаемся в проверочные действия.
Выросла квартплата?
Н. П., «АиФ-Архангельск»: Как прокуратура отслеживает процесс поднятия квартплаты? С 1 июля она снова поднялась.
Д. Н.: Нужно поделить жилищно-коммунальные платежи на два блока: платежи за коммунальные услуги и платежи за содержание и ремонт жилья.
Платежи за коммунальные услуги — это плата за воду, электроснабжение, теплоснабжение, водоотведение, водоснабжение горячее и холодное, газоснабжение. Плата на данные услуги устанавливается правительством области. Предварительно каждая компания, оказывающая услуги на территории города, предоставляет свою программу, экономическое обоснование в правительство области для установления тарифов. Прокуратурой области даётся оценка обоснованности, кроме того, существуют специализированные контролирующие органы — это Федеральная служба по тарифам, которая отслеживает уже деятельность министерств на уровне всех субъектов. Если открыть нормативно-правовые акты правительства области, которые принимаются что в Архангельской области, что в других субъектах, в них прописано, что поднятие тарифов происходит ежегодно в 2 этапа. То есть, поскольку законом предусмотрено, что тарифы могут подниматься сразу не более чем на 20 %, то первый тариф устанавливается на первые полгода, а второй — на вторые полгода. Поэтому экономическая, юридическая обоснованность установления тарифов — это уже уровень прокуратуры Архангельской области.
Второй блок — плата за содержание и ремонт жилья. Следует понимать, что это ремонт не самой квартиры, а ремонт общего имущества: подъездов, фасадов, кровель, чердачных, подвальных помещений, придомовой территории, если она включена в состав общего имущества, услуги по содержанию — вывоз мусора, твёрдых, жидких бытовых отходов, работа дворников и т. д.
Порядок установления данной платы предусмотрен Жилищным кодексом РФ. В нём сказано, что плата поднимается решением общего собрания собственников жилых помещений. Если повышение платы носило законный характер, то оно должно быть оформлено протоколом собрания собственников. Инициатором собрания выступает любой из собственников. Управляющая компания предлагает плату, которую она считает целесообразной установить. Если собрание собственников принимает это решение, то компания работает по этим платежам.
Если собственники не приняли решение, то компания либо вправе продолжить обслуживание дома в следующем году по ранее установленным размерам платы, либо вправе расторгнуть договорные отношения. А гражданам в этом случае следует выбрать другую организацию.
Да, встречаются незаконные факты. И прокуратурой города, и контролирующими органами возбуждаются дела об административных правонарушениях. Так, прокуратурой города уже возбуждён не один десяток дел по статье «Обман потребителей», когда управляющие компании либо товарищества собственников жилья приписывают какие-то строчки, называя это «текущий ремонт по факту» или «целевой сбор», который не определялся собранием собственников. Некоторые управляющие компании вносят пункт, что они вправе повышать размер квартплаты в одностороннем порядке в определённых случаях. Но это незаконно, и нам приходится обжаловать это через суд. Пункты эти исключаются.
Или пример: дом № 17 по ул. Фёдора Абрамова. Управляющая компания «Наш дом Архангельск» в одностороннем порядке в квитанциях повысила квартплату. Мы возбудили административное производство, назначен штраф.
Не управляющая компания решает, будет ли она оставаться на рынке, а решают собственники. Если их не устраивает работа управляющих компаний, граждане вправе выбрать другую управляющую компанию. Нарушения есть практически у всех управляющих компаний. Лучше ситуация обстоит с товариществами собственников жилья. Хотя есть и ряд ТСЖ, с которыми постоянные проблемы. А есть управляющие компании, к которым нет никаких нареканий. То есть выбирать способ управления домом должны люди на общем собрании. И я бы призвал наших граждан быть более активными в этом вопросе.
Читайте также:
Пять вопросов, которые нужно задать своей УК до начала отопительного сезона