Прошедшие в Ярославле снегопады в очередной раз продемонстрировали неспособность большинства управляющих кормпаний исполнять возложенные на них обязанности в части зимнего содержания дворовых территорий. Многие дворы города утонули в сугробах, для качественной уборки не хватает дворников.
О том, как оценивает сложившуюся ситуацию руководство города и какие изменения требуются для улучшения ситуации, корреспонденту сайта «АиФ-Ярославль» рассказал мэр города Евгений Робертович Урлашов.
«АиФ-Ярославль»: – Почему, на ваш взгляд, управляющие компании не выполняют своих обязательств перед жителями города?
Е. У.: – На мой взгляд, необходимо изменение законодательной базы, так как сегодня управляющие компании у нас находятся в каком-то свободном плавании.
Ну вот, к примеру, не убирают они снег, и никто их не может наказать за это. Должно быть закреплено законодательно, что до такого-то часа управляющие компании, если с ними жители заключили договор, должны убрать снег, отремонтировать крышу или отремонтировать подъезд. И если они этого не сделают, то должны быть жёстко наказаны приличной суммой денег. Только тогда они будут понимать, что у них есть не только моральная ответственность, но и финансовая.
«АиФ-Ярославль»: – Имеются ли у мэрии города Ярославля рычаги давления на управляющие компании, чтобы бороться с их произволом?
Е. У.: – Вот как раз таких механизмов у нас и нет. Нам необходимо, чтобы право штрафовать отдали городской власти. В этом случае мы бы создали свою комиссию или службу, которая бы выписывала эти штрафы. Кроме того, на мой взгляд, федерация должна вернуть муниципалитетам право организовывать свои муниципальные компании. Сейчас мы можем занимать не более 20 % рынка. И если мы превышаем этот процент, то рискуем тем, что из фонда реформирования ЖКХ нам не будут выделяться средства. Получается, чтобы получить финансы из фонда реформирования ЖКХ, например, на капитальный ремонт зданий или расселение ветхого аварийного жилья, мы не должны занимать своими муниципальными компаниями либо их долями более 20 % рынка.
Мне кажется, что произошла ошибка, когда ДЕЗы продавали в частные руки, а потом не знали, что с ними делать. Я считаю, что государство самоустранилось от решения этих вопросов, передав дома сначала ДЕЗам, а потом уже ДЕЗы стали продаваться и акционироваться. В тот момент дома были переданы в неотремонтированном состоянии, и таким образом жители, десятилетиями выплачивавшие квартплату, в которой учитывался текущий и капитальный ремонт, остались с проблемами один на один.
«АиФ-Ярославль»: – На ваш взгляд, какую роль в структуре ЖКХ должно играть государство сегодня?
Е. У.: – Я считаю, что государство могло бы всё-таки выделить большую сумму средств органам местного самоуправления, и такая программа должна длиться не менее чем десять лет. Для того чтобы мы смогли провести ремонт домов не только за счёт средств жителей, государство должно взять на себя не менее 50–70 %. А без помощи государства это будет сказка не отвязка.
Вообще, по моему мнению, роль государства в сфере ЖКХ должна быть превалирующей. К сфере ЖКХ относится ОАО «Ярославльводоканал», а я считаю, что водоканалы вообще не должны продаваться в частные руки. Они должны быть только муниципальными, потому что это стратегический объект. Именно поэтому первое, что я сделал, вступив в должность мэра, – это приостановил сделку по приватизации водоканала города Ярославля, этот объект остался в руках города.
«АиФ-Ярославль»: – Тема прозрачности в сфере жилищно-коммунального хозяйства всегда была актуальной. Сейчас появляется региональный фонд помощи капремонтам домов. Сможет ли это нововведение, на ваш взгляд, привести к положительным результатам?
Е. У.: – Действительно, сейчас широко обсуждается тема о том, что появляется некий региональный фонд, где будут собираться деньги от жителей на капитальный ремонт своих домов. Там есть вилка с каждого квадратного метра от 6 до 14 рублей. Минимум 6 или 7 рублей – будут решать на местном уровне: либо исполнительная власть областная, либо депутаты областной думы. Но я считаю, что деньги не должны складываться в один котёл, а потом непонятно как распределяться. Условно говоря, поступили деньги из разных городов области, например, из Ярославля, Ростова, Углича, а потом этот фонд решает направить все деньги, в том числе и жителей города Ярославля, в Углич или Рыбинск. И тогда у меня, как у жителя Ярославля, возникает вопрос: а зачем мне платить за рыбинцев?
Считаю, что у каждого дома должен быть свой счёт. Более того, я бы разрешил управляющим компаниям, пока они ещё частные у нас, брать деньги в кредит и делать ремонт наперёд. То есть ты делаешь ремонт наперёд и только потом собираешь деньги. Люди уже видят, что твой подъезд, твоя крыша отремонтирована, и они с удовольствием будут платить эти 7 или 10 рублей с квадратного метра. Потому что они видят, что ремонт сделан. А когда всё непрозрачно, неясно, когда тебе сделают этот самый ремонт, то платить не хочется.
Читайте также: Как не заболеть в холодной квартире >>>
Когда ты приходишь в магазин, то покупаешь товар сразу, а не в рассрочку. А как по-другому? Заплатил 10 рублей, а товар принесут только через месяц? Несерьёзно. Все поступают ровно наоборот: ты берёшь товар и только затем платишь, даже несколько лет можешь за него рассчитываться, если покупаешь в кредит.
Поэтому я бы пошёл по такому пути: управляющие компании должны взять на себя ответственность и сначала сделать ремонт, а потом собирать деньги. Но для этого ещё должна быть договорённость с этим самым региональным фондом, который сейчас будет создаваться во всех регионах.
«АиФ-Ярославль»: – Что, на ваш взгляд, в первую очередь требуется для качественной работы системы ЖКХ?
Е. У.: – Без помощи федерации регионам и муниципалитетам по-серьёзному сдвинуть эту проблему будет крайне сложно, а это значит, что мы с вами подходим к самой важной задаче – изменению межбюджетного законодательства, чтобы большая часть налогов оставалась здесь, в бюджете города, чтобы была помощь государства и ответственность управляющих компаний вплоть до уголовной. Не справляются – штрафы и уголовная ответственность. А сейчас у нас, к сожалению, рычагов очень мало: мы можем повлиять только путём переговоров, уговоров, предписаний, но штрафовать не можем, поэтому управляющие компании чувствуют себя достаточно вольготно.