Примерное время чтения: 5 минут
4147

WhatsApp за $16 млрд — SMS в прошлом!

На днях стало известно, что Facebook купил мобильное приложение WhatsApp за 16 млрд долларов ($4 млрд наличными и $12 млрд — акциями, а в целом поглощение стартапа может обойтись Facebook в $19 млрд). Это самая крупная сделка в интернет-бизнесе за последние годы. Ещё месяц назад основатель сервиса с украинскими корнями Ян Коум говорил журналистам, что не собирается его продавать, потому что хочет построить что-то на долгие годы и потому что действительно большие компании (Facebook, Google) не продают. В то же время СМИ транслировали слухи о том, что Facebook хочет купить WhatsApp, ещё в 2012 году.

Вместо SMS

WhatsApp — программа, которая позволяет обмениваться сообщениями без дополнительной оплаты за них оператору. Достаточно знать номер человека, чтобы установить с ним контакт. Сейчас приложение и для iOS, и для Android бесплатное. Те, у кого iPhone, раньше платили за скачивание $0,99. Владельцы устройств на Android получали его бесплатно, но должны были заплатить за программу неполный доллар год спустя. 

В июле этого года разработчики WhatsApp решили изменить политику в отношении цен и сделали программу для скачивания бесплатной для обеих платформ, но и плату теперь будут брать со всех — каждый год. Для тех пользователей iPhone, которые уже заплатили за скачивание приложения, оно останется бесплатным.

У WhatsApp 450 млн активных пользователей, которые отправляют больше 31 млрд сообщений и 325 млн фотографий каждый день. В сутки там регистрируется больше миллиона человек, что и вселяет Марку Цукербергу надежды на светлое будущее. У ближайшего конкурента Viber – больше 200 млн, его, кстати, недавно купил японский интернет-ритейлер Rakuten за 900 млн долларов. 

WhatsApp останется прежним

Facebook подчёркивает — WhatsApp останется независимым сервисом, сохранит бренд, а его создатель присоединиться к команде социальной сети. При этом свой похожий сервис — Facebook Messenger соцсеть тоже будет развивать. По мнению Цукерберга, у них разные задачи — в Messenger люди общаются с друзьями из Facebook, а в WhatsApp — со всеми.

Интересно, что Instagram два года назад обошёлся социальной сети «всего» в 1 млрд долларов (основатели фотосервиса в итоге получили за свой стартап $715 млн). Эксперты тогда удивлялись — зачем Цукербергу сервис с дюжиной сотрудников и неясной бизнес-моделью? Тогда объясняли, что Facebook был заинтересован в пользовательской базе Instagram и в том, что у сервиса «родственная» возможность — распространять фотографии. Сейчас Цукерберг тоже объясняет покупку красивыми мотивами — сделать мир открытым и связанным. Это одна из главных целей Марка Цукерберга, о которой он часто говорит и в отношении Facebook. Кроме того, его волнует предоставление доступа в сеть и возможность общения в странах третьего мира. WhatsApp может помочь и с привлечением в Facebook пользователей тех стран, где соцсеть не особенно распространена.

Ещё больше денег!

В Instagram на момент покупки было 30 млн пользователей, которые загружали больше 5 млн фотографий в день. Создатель Facebook тогда не отрицал, что это крупная сделка и не факт, что такие прецеденты будут в дальнейшем. Но недавно за Snapchat Facebook предлагал $3 млрд (а Google — $4 млрд), и основатели отказались от обоих предложений.

Для сравнения — Microsoft в своё время купила Skype за $8,5 млрд, Google купил YouTube за $1,65 млрд, Руперт Мердок купил MySpace за $580 млн, Digital Sky Technologies купила ICQ за $187,5 млн.

Журналисты эмоционально сравнивают 16 млрд долларов с ВВП разных стран, со стоимостью бренда одежды Gap, с бюджетом NASA. Никто из профильных журналистов не мог предсказать эту цену. 

У WhatsApp изначально была правильная позиция, считают эксперты, — сделать приложение свободным от рекламы, набрать как можно больше пользователей, а потом ввести ежегодную подписку. Авторы WhatsApp не раз говорили, что принципиально не вводят рекламу в сервис, им кажется, что люди избегают рекламу, а их истинная цель — помочь сохранить пользователям деньги и сделать их жизнь лучше, так они писали в одном из постов в блоге. Соответственно, если в будущем заработок WhatsApp (и Facebook) будет состоять только из месячной подписки, это будет только 450 млн долларов в год (по доллару в год с каждого). Но эксперты называют WhatsApp не приложением, а базой пользователей, которые нужны Facebook, и под базой в том числе подразумевают телефонные номера, вокруг которых и строится общение в приложении. Кстати, сразу после покупки в работе сервиса случился сбой, вызванный, вероятно, наплывом новых юзеров. 

WhatsApp не стремился стать вторым снапчатом с исчезающими фотографиями или чем-нибудь ещё, в то время как его конкурент — Viber, точнее, его создатели, не прочь выйти из узких рамок сервиса отправки сообщений. 

То, что популярность мобильных мессенджеров будет расти, не вызывает сомнений. Похожим приложением Line пользуется 300 млн пользователей, мессенджером Telegram, которое было запущено при участии основателя «В контакте» Павла Дурова, около 5 млн человек в день. Платить за SMS при таком изобилии специальных мобильных приложений не имеет никакого смысла. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах