Примерное время чтения: 6 минут
13236

Поле брани. Почему цензурных слов для российского футбола почти не осталось

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Черноморское побережье 29/06/2016 Сюжет Чемпионат Европы по футболу 2016 года во Франции
Умерла так умерла!
Умерла так умерла! / Алексей Витвицкий / АиФ

По размерам окладов российский футбол находится в топе - вместе с Англией, Германией, Италией, Испанией и Францией. По тому, за что эти оклады, собственно, платят, - совсем в другом месте. 

Оттенки серого

На Евро-2016 Россия стала ­23-й из 24 команд (хуже нас только Украина). 6 пропущенных голов на групповом этапе - столько не было ни у кого. 3 из них - «подарок» российскому футболу от Уэльса, что размером с Ивановскую область. Могло бы, наверное, быть и больше... Накануне матча из уст игроков сборной доносилось: «Надо выйти на поле и умереть». И у них это получилось. Смерть наступила задолго до финального свистка. Ни скорости, ни изобретательности, ни решительности. Даже агрессии на лицах - и той не было. Казалось бы: вашу мать, боритесь, сделайте хоть что-то, за любой шанс цепляйтесь или хотя бы за трусы Бейла. Но нет. Умерла так умерла. А причастным к кончине себя посчитал только Слуцкий - извинился и ушёл.

Извиняться есть за что. Тренерский фактор со счетов не сбросишь. Никто так и не понял, зачем играли с тремя нападающими и изучал ли Слуцкий слабые стороны соперника. И даже Александру Бубнову, известному своими «антикапелльными» выступлениями, пришлось признать: «при Капелло игра в обороне и функциональное состояние сборной были лучше, чем сейчас». Но, как ни крути, формально Слуцкий - лучший тренер страны. Именно его ЦСКА - обладатель титула победителя чемпионата России. 

Чего на самом деле стоит этот чемпионат с его титулами и звёздами, было видно на французских полях. 5 (!) россиян оказались в символической сборной Евро-2016... сборной худших игроков турнира. Смольников, Игнашевич, Головин, Смолов и Кокорин - тот самый, что когда-то прославился рекордным окладом  5 млн евро в год.

Деннис Лахтер, футбольный агент, рассказывал, как в своё время Кокорин между игрой в европейском клубе и гонораром от «Динамо» выбрал второе. «Зачем куда-то ехать, доказывать свою состоятельность, играть рядом с высококлассными исполнителями? Ведь в России денег дают - целый пароход, - объясняет Лахтер. - В итоге нет профессионального развития, зато есть понимание своей незаменимости. Если ты растёшь в такой среде, то, даже когда хочешь собрать себя в кучу, уже не можешь. Просто не готов к тяжелейшему труду, запредельным скоростям».

4,5 часа серой игры, которую показала сборная летом 2016-го, - это плоть от плоти серого российского футбола. «Откаты, распилы. Коррупция даже на уровне детей. И если появляется честный человек, желающий что-то изменить в системе, от него избавляются», - говорит Григорий Твалтвадзе, спортивный комментатор.

Многие годы эта серость поглощает миллионы и что-то похожее на таланты. Ведь в сборной на этом Евро, по идее, должны были играть не Игнашевич, Березуцкий и Широков (которым на троих больше 100 лет), а то поколение, что в 2006-м выиграло юношеский европейский турнир (до 17 лет).

Прудников 10 лет назад забил гол в полуфинале и оставил с носом молодых немцев. Где сейчас форвард Прудников? В «Амкаре», за сезон 3 мяча забивает. Где сейчас Тони Кроос, которого Прудников оставил с носом? В «Реале» и в сборной Германии (отдаёт 100% точных передач). Можно было бы по привычке всё свалить на легионеров, занимающих места россиян. Вот только это не легионеры Кокорину и иже с ним зарплату выписывают. Не они взятки берут с родителей, чтобы ребёнок в секции занимался. Не они ведут разговоры о развитии футбола, за которыми не следует действий. 

Эх, чмякнемся 

6 лет прошло с тех пор, как Виталий Мутко говорил «лет ми спик фром май харт», а Россия выиграла право проведения чемпионата мира в 2018 г. Но складывается впечатление, что это не мы турнир собрались принимать, а Исландия.

Владимир Стогниенко.
Знай себе строят крытые футбольные манежи, повышают квалификацию тренеров (лицензированных специалистов в стране, где 320 тыс. населения, примерно столько же, сколько во всей России). А мы? Где региональные центры? Где система отбора? Где работа над тем, чтобы на сборную в 2018-м смог смотреть кто-то кроме отпетых мазохистов? Где что-то кроме денег, вбуханных в клубы? Ответьте, Виталий Леонтьевич, «фром харт». «Причём громадная часть этих денег так или иначе поступает из госисточников - через монополии, корпорации и региональные бюджеты», - говорит Алишер Аминов, экс-кандидат на пост главы Российского футбольного союза. - А что до министра спорта, то считаю, что по его милости Россия, простите, сидит в безнадёжном дерьме по вопросам и допинга, и футбола, и баскетбола, и биатлона, и т. д. Скажите, если мы едва находим 23 игрока для сборной, не было ли втягивание страны в ЧМ-2018 грубейшей ошибкой?» 

«Это наш уровень», - заключил министр спорта после того, как Россия оказалась там, где оказалась. Но пример со Слуцкого решил не брать и никуда не ушёл. Подумаешь, 2 года осталось до домашнего турнира! В конце концов, у нас его и отнять могут под каким-нибудь предлогом.

Но если уровень нашей нацио­нальной сборной ниже Словакии, Венгрии, Исландии, то зачем тогда так кормить футбол? Может, просто перекрыть кран госденег для чемпионата России, на средний матч которого ходит 11 тыс. человек? Клубы станут учиться жить по средствам, игроки - зарабатывать, а не получать. Легионеры и коррупционеры, лишившись тёплого места, исчезнут. Сэкономленные же средства потратим на более широкую аудиторию - скажем, на пенсионеров. 

Оцените материал
Оставить комментарий (6)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы