Я не видел Харламова на льду вживую. Да и картинки самого раннего детства, виденные по телевизору, сегодня кажутся смутными, размытыми. Больше помнится восторженный голос комментатора: «Шайбу забросил Валерий Харламов, номер
Возвращение героя
Я люблю хоккей столько, сколько себя помню. Слава Богу, отечественный хоккей был предметом законной гордости нескольких поколений советских людей. Список наших хоккейных легенд не уступит списку бразильских легенд футбола.
Но даже в этом списке Харламов занимает особое место. Перед его талантом, магией его игры склонились даже канадцы. Ненавидевшие его на льду, не стеснявшиеся останавливать его самыми грязными приемами, после матча они выражали ему свое уважение, признав его даже не равной себе величиной, а абсолютно великим.
У нас не только в спорте, но и вообще в жизни очень мало таких имен, уважение к которым устояло даже после всех потрясений последних десятилетий.
И именно потому всякий раз, когда кто-то берется перенести историю такой личности на большой экран, становится страшно. Уж слишком часто таланта режиссеров, актеров, а главное, сценаристов, не хватает для создания достойного произведения.
О Харламове уже пытались снимать художественные фильмы. Скажем прямо, попытки оказались неблестящими. Снимать кино о спорте сложнее, чем о любви. Любая фальшь, недостоверность, условность убивает замысел на корню.
Поэтому фильм «Легенда номер 17» я ждал с надеждой и с опасением.
Правдивая легенда
Но в день премьеры не выдержал — рванул в кинотеатр, несмотря на температуру, на сеанс в пять минут первого ночи. Просто я очень хотел снова увидеть Его — того, о ком прочитана куча книг, просмотрены многие часы документальных фильмов и передач, того, чью жизнь, кажется, знаешь лучше, чем свою.
Фильм «Легенда номер 17» не занимается четким изложением биографии Харламова. Сценаристы и режиссер Николай Лебедев не пытались добиться стопроцентной точности в биографии. Факты из жизни Валерия Харламова по большей части реальны, просто они собраны в концентрат, который позволяет раскрыть историю восхождения великого хоккеиста за пару часов экранного времени. Это именно легенда о Харламове, красивая, достойная его имени.
Чем дальше шла картина, тем скорее улетучивались мои опасения. Перевирать дух эпохи, нагонять излишних страстей авторы не пытались, при этом довольно аккуратно обращаясь с деталями. Я, во всяком случае, мелких ошибок, «блох» не заметил. Да и не хотелось их замечать — так захватывало действие.
Я не большой поклонник актеров Данилы Козловского и Олега Меньшикова, сыгравших Харламова и его тренера — великого Анатолия Тарасова. Но их работы в фильме безупречны. Главное достоинство актера, если во время фильма ты его не видишь, а видишь того человека, которого он играет. В «Легенде номер 17» нет Козловского и Меньшикова, а есть два гения хоккея — Харламов и Тарасов.
В фильме вообще нет провальных ролей. Хорош и очень точен Борис Щербаков в роли отца Харламова, как всегда, безупречен, Владимир Меньшов, играющий партийного функционера и интригана.
«Спартак» в роли отрицательного персонажа
Разумеется, у тех, кто близок к спорту, и знает историю отечественного хоккея, обязательно найдутся замечания. Наверняка обидятся болельщики «Спартака» — Харламов в фильме раз за разом забивает именно их команде, кроме того, красно-белые становятся косвенно причастными к изгнанию Тарасова из сборной.
Наверное, не совсем согласятся с фильмом поклонники таланта еще одной звезды нашего хоккея — Всеволода Боброва. В картине его фигура выглядит эпизодической, вторичной на фоне Тарасова и Харламова, что, наверное, не очень справедливо. С другой стороны, это и не история Боброва.
Бой с быками
Кульминация картины, как и высшая точка карьеры Харламова — это сражение с канадскими профессионалами. В самом начале фильма маленький Валера едет на родину матери в Испанию, где становится свидетелем бега разъяренных быков. Эта тема проходит через весь фильм, чтобы достигнуть пика в эпизоде матча 1972 года в Монреале СССР — Канада. Харламов выходит на лед, чтобы укротить животную, звериную мощь канадского хоккея своим умом и талантом.
В отличие от американского фильма «Чудо», где описана победа сборной США над советской командой на Олимпиаде-1980, в «Легенде номер 17» наши кинематографисты не стали превращать соперников в нелюдей. Сильные, мощные, жесткие до жестокости, но все-таки люди — такими показаны в картине канадские профессионалы. Именно такими они и были в 1972 году, когда канадский хоккей еще не подвергся влиянию европейского, и особенно советского стиля.
Образ быков по отношению к ним использовал еще Владимир Высоцкий в песне «Профессионалы». В «Легенде номер 17» этот образ блестяще переплетен с испанскими корнями Харламова — на льду он тореадор, который бесстрашно вступает в схватку, быть может, главную в своей жизни.
Вместе с Валерой
Кино, касающееся исторических личностей, не может на сто процентов устроить всех своей достоверностью. Но это не главное — важнее то, насколько ваши внутренние ощущения, которые вызывает имя Харламова, совпадают с тем, что вы видите на экране.
Когда наши бьются с канадцами, возникает ощущение присутствия. Словно не 40 лет назад, а сейчас, там, в Монреале, сборная СССР бьется за честь страны и честь нашего хоккея. Словно ты сам прильнул к экрану черно-белого телевизора с рогатой домашней антенной, чтобы увидеть, как уходит от канадских защитников Харламов. Словно не ему, Валерию Харламову, а тебе нужно встать и продолжать сражаться, словно не он, а ты сам слышишь в голове тарасовские слова: «Тебе не больно! Защищай ворота! Защищай, как бы детей своих защищал! Как бы Родину защищал!»
И сердце начинает биться в унисон Его сердцу.
Ледовая площадка, на которой отгремело большое сражение. В луче прожектора он один, Валерий Харламов. Наша гордость, которая останется с нами навсегда. Легенда номер 17.
Вы еще не знаете, что мы делаем с вами в ближайшие дни? Мы идем смотреть Харламова.
Андрей Сидорчик , Редактор раздела «Общество» интернет-службы «AиФ» |