Расследование махинаций вокруг имущества Министерства обороны приобрело интересный оборот — может так случиться, что потерпевшим по одному из дел окажется экс-министр Анатолий Сердюков.
Здание «Воениздата» продали по-дружески
Речь идёт о сделке, связанной с продажей здания «Воениздата», расположенного в Москве на улице Зорге.
Сотрудники Московской городской военной прокуратуры пришли к выводу, что здание было продано по цене, заниженной на 200 миллионов рублей. В Арбитражный суд столицы военной прокуратурой направлен иск о расторжении данной сделки.
Здание общей площадью около 9000 квадратных метров в июле 2012 года было продано за 320 миллионов рублей ООО «Сити плюс» — фирме с уставным капиталом в 10 000 рублей.
Между тем специалисты по недвижимости заявляют, что рыночная цена подобного объекта может достигать и 1,5 миллиарда рублей.
Согласно версии прокуратуры, события развивались так. В апреле 2012 года и. о. гендиректора ОАО «Красная звезда» (которое объединяло все полиграфические активы Минобороны, включая типографии, редакции военных газет и «Воениздат») Марина Лопатина решила продать здание «Воениздата» как непрофильный актив. В соответствии с установленным порядком осуществления подобных сделок, Лопатина письменно обратилась в ООО «Центр правовой поддержки „Эксперт“» с предложением осуществить продажу.
Директором «Эксперта» на тот момент была одна из главных фигуранток по «делу „Оборонсервиса“» Екатерина Сметанова. Она, в свою очередь, обратилась к своей давней подруге, а по совместительству — начальнику Департамента имущественных отношений Минобороны Евгении Васильевой «с просьбой о согласовании позиции представителей государства в органах управления ОАО «Красная звезда» и ОАО «Военное издательство» относительно предстоящей продажи здания».
Васильева, продолжив данную цепочку, отправилась к своему другу и по совместительству — министру обороны Анатолию Сердюкову, убедив его в том, что здание «Воениздата» — тяжкий груз на шее армии, который нужно немедленно сбросить.
Сердюков поверил и дал «добро», после чего сделка была совершена.
Надо добавить, что Марина Лопатина — тоже не чужой всем остальным участникам событий человек. Она была сокурсницей Евгении Васильевой по юридическому факультету СПбГУ.
Расследовать историю с продажей «Воениздата» активно начали ещё в январе 2013 года, когда в ОАО «Красная звезда» прошли обыски. Несмотря на это, в «дело „Оборонсервиса“» этот эпизод не вошёл.
Что касается самой Марины Лопатиной, то она оказалась ловчее подруг — после того как в декабре 2012 года её уволили с должности, она исчезла из виду, и местонахождение её неизвестно.
Впрочем, претензий, оформленных в уголовное дело, у следователей к Лопатиной нет.
Читайте также: 10 фактов из жизни экс-министра обороны Анатолия Сердюкова >>
Министр ни в чём не виноват
Что касается самого Анатолия Сердюкова, то его адвокаты настаивают, что не только в истории с «Воениздатом», но и в «деле „Оборонсервиса“» экс-министр должен проходить в качестве потерпевшего. Дескать, он никакого отношения к криминальным и околокриминальным действиям подчинённых не имел, а наоборот, выступал жертвой своей излишней доверчивости.
Источники в следствии сообщают, что представители правоохранительных органов склоняются именно к такой концепции. Дело в том, что получить показания в отношении экс-министра от других фигурантов дела не удалось. Больше того, основные эпизоды «дела „Оборонсервиса“» могут совсем сойти на нет, так как из-за «экономических нюансов» в них исчезает состав преступления. Не исключено, что состав преступления «потеряется» и в отношении Евгении Васильевой. Со стороны кажется, впрочем, что дело не только в экономических, но и в политических нюансах. Высшие руководители России не раз намекали на то, что «сейчас не 37-й год».
Полиция задержала экс-главу «Воентелекома»
Правда, пока следователи продолжают выявлять всё новые и новые махинации в Минобороны, совершённые в период руководства доверчивого Сердюкова. Полицейские задержали бывшего гендиректора ОАО «Воентелеком» Николая Тамодина. Компания «Воентелеком» контролировалась Министерством обороны через всё тот же «Оборонсервис».
Следователи полагают, что на посту главы «Воентелекома» Тамодин с помощью различных коммерческих организаций в 2011 году осуществил поставки армии заведомо непригодного для использования, списанного, снятого с баланса специального технического оборудования.
Схема деятельности была проста и незамысловата — уже имеющиеся в армии средства связи и запчасти к ним свозились на склады «Воентелекома», а затем оттуда вновь отправлялись в войска под видом нового оборудования.
Ущерб от подобных комбинаций, нанесённый государству, следователи оценивают в 700 миллионов рублей.
Тамодин, как и многие другие управленцы структур при Минобороны, покинул свой пост в «Воентелекоме» после прихода на пост министра Сергея Шойгу.