Семья командира мотострелкового полка Фёдора Святенко чтит память о доблестном деде. Хотя все его родные сейчас живут в Бурятии, каждый год они отправляются в посёлок Дорохово, где Святенко погиб во время ожесточённых боёв. А недавно узнали и о присвоенной командиру награде, которая до сих пор не была вручена. Родные попытались получить хотя бы удостоверение, подтверждающее награждение орденом — для личного музея, на память. Это оказалось невозможно.
«Бабушка рассказывала, что дед был человеком мужественным, волевым, сильным, но в то же время скрытным, — рассказывает внук командира Алексей Святенко. — В 1936 году, сразу после окончания военного училища, он добровольцем уехал в Испанию, принимал участие в местной гражданской войне, за что в СССР был награждён орденом Красного Знамени. В личном деле написано: за выполнение особого правительственного задания».
К началу Великой Отечественной войны Фёдор Святенко находился со своим полком в городе Чойбалсан в Монголии. В октябре 1941 года полк вместе с другими частями 82-й стрелковой дивизии был переброшен под Москву. Цель — остановить наступление гитлеровцев на этом направлении и отбить населённые пункты Труфановка, Болтино и Дорохово.
Фактически в октябрьских боях полк одержал первую победу советских войск под Москвой. Части дивизии удерживали автомагистраль Минск – Москва, а в декабре 1941 года приняли активное участие в контрнаступлении советских войск. В это время капитан Фёдор Святенко принял командование 210-м мотострелковым полком. В январе полк полностью очистил от оккупантов подмосковное Дорохово, Капань, Дубки, Труфановку. Эти успехи обеспечили армии возможность дальнейшего контрнаступления, но в боях погиб командир Святенко. В мотострелковых частях из-за бездорожья иногда приходилось пользоваться конным транспортом. Святенко отправился на новый командный пункт на санях и наехал на противотанковую мину. Погиб мгновенно. Через три дня пришёл приказ командования Западного фронта о присвоении ему звания майора.
В газете «Красное знамя» за 1970 в битве под Дороховым посвящена целая статья: в ней публиковались воспоминания участников тех боёв. Есть и эпизод, посвящённый Святенко:
«Кто-то спросил женщину, идущую в траурной колонне:
– Кого это хоронят с такими почестями?
– Сама не знаю. Говорят, генерала, который нас высвободил.
Позднее на том же месте был похоронен Герой Советского Союза, лётчик, капитан Георгий Невкипелый, а могила до сих пор называется „генеральской могилой“».
В статье 1970-го года журналисты задаются вопросом: почему над могилой Святенко и других похороненных здесь командиров нет никаких надписей? Рядом с местом захоронения была только статуя, посвящённая Невкипелому. Хотя здесь же захоронено 195 бойцов.
«Ошибку надо исправить, — пишет советский автор. — Это место надо сделать таким, чтобы не только современники, но и наши потомки во всех подробностях знали историю великой битвы под Москвой».
Эту ошибку действительно исправили. Жена Святенко поехала в Москву, чтобы разобраться, почему нет никаких табличек на могиле её мужа. В том же году военный мемориал в Дорохове отремонтировали, установили памятные таблички.
Недавно родные Фёдора узнали об ещё одном не отданном командиру долге. Оказалось, Святенко посмертно награждён высшей наградой СССР — орденом Ленина. Вот только его семья о ней не слышала, ордена не получала, а о представлении к награде случайно узнал внук командира.
«Я решил черпать информацию о деде в интернете в надежде что-нибудь найти, — рассказывает Алексей Святенко, внук командира. — И уже в процессе я узнал, что в центральном архиве Министерства обороны РФ до сих пор хранятся личные дела офицеров Красной Армии. Когда я получил личное дело и учётно-послужную карточку деда, я увидел странную вещь: орденом Ленина он был награждён, а отметки о выдаче нет».
Почти в этот же день Алексей отправил письмо Президенту РФ с просьбой передать награду в семью как память о деде. Через месяц пришёл ответ: награду, по действующему законодательству, можно передать только супруге, родителям и детям награждённого. К сожалению, никого из них уже нет в живых, у Фёдора Святенко остались только внуки. Пока были живы другие родственники, архив оставался засекреченным.
Приказ о рассекречивании документов Красной Армии и Военно-морского флота за период 1941–1945 был подписан Сердюковым только в 2007 году, а сам процесс рассекречивания запустили только три года назад. Алексей отправил в Министерство обороны ещё одно письмо, сославшись на эти обстоятельства. Скоро пришёл стандартный ответ: по закону, не положено.
В письме из Управления при Президенте РФ по государственным наградам говорится, что в отдельных случаях награды вручают, но только с ходатайства Министерства обороны РФ, то есть министерство должно отправить все необходимые документы.
Из Министерства обороны больше ответов не приходит. «Наверное, там не читают письма», — говорит Алексей Святенко. Но не оставляет надежды вернуть не врученную награду в семью.