Случаи жестокого обращения с животными регистрируются всё чаще — и не только в Самаре. О подобных преступлениях сообщают по всей России. При этом, в стране существует закон, предусматривающий меры ответственности за жестокое обращение с животными — до двух лет лишения свободы. Вот только фактически закон не работает, отмечают юристы. В самом крайнем случае нарушителя штрафуют на 500 рублей. А в большинстве случаев — просто отпускают.
Рыжая такса Лола восстанавливается после сложной операции. Она недоверчиво смотрит вокруг и скулит — не хочет, чтобы к ней подходили. Два дня назад собаке сделали сложную операцию: удалили пули, которые застряли в мышцах шеи и голове. Теперь таксу ожидает длительный реабилитационный период.
«Есть риск того, что у животного может начаться абсцесс, потому что раны долгое время не обрабатывались. К тому же, возраст таксы — 10 лет, восстановительные процессы идут медленнее. Но Лола родилась «в рубашке», после серьёзных травм она уже пришла в себя, ходит гулять на улицу», — говорит ветеринарный врач Анастасия Шимина.
9 января Лолу спасли от смерти неравнодушные жители Самары. Именно в этот день умирающую собаку нашёл мужчина в мусорном контейнере на Ново-Вокзальной улице. Подумав, что из бака доносится детский плач, он перевернул его и обнаружил истерзанную таксу. Животное, оказавшись на земле, быстро побежало к подъезду дома. Еле живая, Лола сидела на одном месте, словно ждала хозяина.
Жительница этого дома Елена Лукьяненко, увидев раненую таксу, сразу же отвезла собаку в клинику, где ей была оказана первая помощь, затем Лолу определили в стационар.
«Из клиники таксу привезли с подозрением на укус. После снимков рентгена выяснилось, что в голове и шее собаки находятся две резиновые пули, — рассказывает директор стационара «Зоогуберния» Надежда Тырыжкина. — Первое время Лола вела себя осторожно, рычала на нас, очень боялась рук, но со временем привыкла, даже стала обниматься».
История прогремела на весь город — неравнодушные жители начали собственное расследование. Говорят, хотят добиться реального наказания для тех, кто мучает и убивает животных и привык чувствовать полную безнаказанность.
Надежда гладит Лолу, поправляет кожаный ошейник и разговаривает с ней. Ветеринар замечает, что за время операции и восстановления такса сильно поседела. Она проводит по мягкому ворсу собаки, и Лола под ласковое поглаживание засыпает. Пока такса спит, директор стационара рассказывает, что к ним приходила хозяйка и отказалась забирать таксу, говорила, что давно отдала животное друзьям, потому что Лола вела себя агрессивно и кусалась. У друзей собака убежала, а что с ней случилось в дальнейшем, хозяйка не в курсе.
«Когда хозяйка зашла к нам в приют, Лола узнала её, замахала хвостом и очень обрадовалась. Но женщина старалась не смотреть на питомца, сказала, что собака ей не нужна, и её можно усыпить», — стараясь не разбудить таксу, рассказывает Надежда.
Лола просыпается от громкого лая других собак, но по-прежнему неподвижно лежит на диване. Она уже не рычит, видимо, поняла, что опасности не предвидится. Такса переворачивается с одного бока на другой, при этом не отводит глаз от своих «мам». Ветеринарный врач Анастасия садится рядом с Лолой. Такса радуется ей, позволяет себя погладить. Девушка поправляет повязку для капельной системы на лапке таксы.
«Как можно поверить словам экс-хозяки Лолы, что такса агрессивна? Собака абсолютно нормальная, такая доверчивая и так быстро привязалась к нам», — говорит ветеринар Анастасия.
Директор стационара готовит Лоле обед и замечает, что аппетит у собаки хороший, и тем, кто возьмет таксу, не придётся беспокоиться о меню. Упитанная такса с интересом смотрит, чем её в этот раз покормят и облизывается.
«Но Лоле нужны такие хозяева, которые будут готовы к тому, что характер десятилетней собаки невозможно исправить. У таксы, к тому же, непростая судьба, которая скажется на ее поведении», — говорит Надежда Тырыжкина.
Лола снова засыпает, на неё ещё действуют лекарства, которые поступали ей через капельную систему. В этот раз она спит крепко и не обращает внимания на лай собак, которые, как и она, пострадали от жестокого обращения людей.
«Официального отказа от собаки у нас нет, но свидетелей, что такса принадлежит именно той женщине, которая приходила к нам в стационар, полно. Хозяйка постоянно путается в своих версиях и просто исчезла со словами, что собака ей не нужна!», — рассказывает Надежда.
Зоозащитник, директор приюта «Участие» Ирина Блинова говорит, что люди, которые убивают животных, должны быть привлечены к ответственности. «Мы готовим заявление в МВД Самары по факту жестокого обращения с животными. В этой истории уже есть подозреваемый, но пока его вина не будет доказана в суде, мы не сможем наказать преступника», — говорит Ирина. Зоозащитники подозревают, что от Лолы хозяева пытались избавиться таким способом.
История о Лоле привлекала многих неравнодушных к судьбам животных людей по всей России. Участники группы помощи приюту «Участие» в обсуждениях «Вконтакте» соглашаются с доводами зоозащитников о том, что, скорее всего, сами хозяева пытались жестоким способом избавиться от Лолы.
Организаторы открыли счёт, на который можно перечислить средства на лечение, содержание в стационаре, реабилитацию и снятие стресса у собаки. «Лоле нужна помощь настоящих людей, чтобы она поверила в свою счастливую судьбу», — пишут организаторы приюта.
В прошлом году в Самарской области по статье за жестокое обращение с животными возбудили только одно уголовное дело в отношении жительниц Тольятти. Женщины в нетрезвом состоянии жестоко расправились с кошкой, нанесли животному удары камнем, после чего повесили на дереве. О жестоком обращении с животными в полиции возбудили уголовное дело, но приговор ещё не вынесен.
Согласно статье 245 уголовного кодекса РФ, уголовно наказуемым является жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, а также совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Самарский адвокат Александр Родин говорит, что зачастую люди, которые издеваются над животными, избегают уголовной ответственности, так как их действия трудно квалифицировать как преступление, потому что не хватает состава. «Такие люди чаще всего становятся просто правонарушителями, которых штрафуют лишь на 500 рублей», — говорит адвокат.
Пока такса Лола живет в стационаре «Зоогуберния» и проходит курс реабилитации от жестоких рук людей, зоозащитники Самары добиваютсяуголовного наказания «живодерам, которые чуть не убили невинную собаку».