Примерное время чтения: 15 минут
995

Ловушка Никиты Хрущёва. Как советский лидер опозорил главу США

Никита Хрущёв осматривает обломки сбитого американского самолёта-разведчика U-2.
Никита Хрущёв осматривает обломки сбитого американского самолёта-разведчика U-2. Public Domain

Что скрывал Советский Союз

История одного из самых известных советско-американских шпионских скандалов начиналась… с мирных инициатив. Президент США Дуайт Эйзенхауэр, герой Второй мировой войны, награждённый высшим полководческим орденом «Победа», возглавив Соединённые Штаты, пытался во внешней политике сочетать несочетаемое — укрепление направленных против СССР военных блоков с повышением доверия между Советским Союзом и США.

Одной из инициатив Эйзенхауэра было предложение СССР заключить с США договор об «открытом небе». Согласно этому договору, стороны получали право на инспекционные полёты над территорией друг друга.

Советский лидер Никита Хрущёв эту инициативу отверг. Дело было не в том, что на территории СССР скопились военные армады для вторжения в Западную Европу — проблема была в том, что их… не было.

Несмотря на то, что Советский Союз обзавёлся сначала атомной, а затем водородной бомбой, до военного паритета было далеко. В этой ситуации советское руководство в известной степени блефовало, скрывая от американцев истинное положение вещей и преувеличивая свои возможности. Проникновения американской агентуры наземным путём советские спецслужбы успешно пресекали.

Но договор об «открытом небе» тут же раскрыл бы истинное положение вещей, чего Никита Хрущёв никак допустить не мог.

Неуловимый U-2

В США не демонстрировался советский киножурнал «Хочу всё знать!», но это не мешало американскому руководству хотеть всё знать про военный потенциал СССР. И если Советский Союз не хочет раскрывать свои тайны сам, придётся сделать это помимо его воли — так рассуждал глава ЦРУ Аллен Даллес.

В ЦРУ была разработана программа разведывательных полётов над территорией СССР с помощью новейшего самолёта-разведчика U-2. Техническое чудо, разработанное компанией «Локхид», предназначалось для полётов на высотах свыше 20 километров, где их не могли достать средства советской ПВО.

Начиная с июля 1956 года U-2 безнаказанно «разгуливали» над территорией СССР, поставляя ценную информацию, собираемую с помощью разведывательной аппаратуры, такой же новейшей, как и сам самолёт.

Советское руководство строчило гневные ноты, однако Соединённые Штаты в ответ заявляли — никакой, мол, разведки над территорией СССР не ведётся, всё это ложь и навет.

Тем не менее на тот случай, если что-то пойдёт не так, у ЦРУ была заготовлена версия о том, что полёты осуществляются НАСА в научных целях. И если самолёт всё-таки собьют, то всегда можно рассказать рвущую душу историю о несчастном пилоте-метеорологе, который просто заблудился и которого злые советские коммунисты зверски убили.

Американский Lockheed U-2, замаскированный под самолёт НАСА
Американский Lockheed U-2, замаскированный под самолёт НАСА. Фото: NASA

Так и продолжалось почти четыре года — самолёты летали, советское руководство зверело, а управы на U-2 не находилось.

Для уничтожения шпиона готовили смертника

1 мая 1960 года самолёт-разведчик U-2 поднялся с базы в пакистанском Пешаваре, чтобы совершить разведывательный полёт по маршруту Аральское море – Свердловск – Киров – Архангельск – Мурманск, после чего приземлиться на базе Буде в Норвегии.

Пересечение разведчиком границы было засечено, после чего на него началась охота. В небо поднимались истребители, которые не могли достать нарушителя в принципе, даже если пилоты выжимали из машин максимум.

План полёта U-2 в ходе операции Grand Slam 1 мая 1960 года
План полёта U-2 в ходе операции «Grand Slam» 1 мая 1960 года. Фото: wikipedia.org / Enemenemu

По маршруту следования U-2 нашли только один советский самолёт, который способен был настигнуть нарушителя на 20-километровой высоте — Су-9, находившийся на аэродроме близ Свердловска. Однако самолёт этот перегонялся с авиазавода, не имел вооружения, а пилот его не имел костюма для полётов на подобных высотах.

Тем не менее военное командование выдвинуло план — лётчик на Су-9 настигает U-2 и идёт на таран.

В этих условиях на выживание у советского пилота не оставалось ни шанса. Лётчик Игорь Ментюков, которому была уготована участь камикадзе, имел право отказаться — в конце концов, дело происходило не в военное время. Однако пилот, попросив только позаботиться о его семье (жена Игоря в этот момент ждала ребёнка), отправился в погоню.

К сожалению или к счастью, но точно навести Су-9 на цель не удалось. Истратив топливо, самолёт вернулся на аэродром.

Залпы «Двины»

И всё-таки U-2 на сей раз долетался. В 8:50 утра 1 мая самолёт-разведчик вошёл в боевую зону 2-го зенитного ракетного дивизиона под командованием майора Михаила Воронова. Дивизион был оснащён новейшим на тот момент зенитно-ракетным комплексом С-75 «Двина».

Слабость «Двины» была в небольшой дальности поражения цели — около 30 километров. Однако для того, чтобы поразить U-2, этого хватило. В 8:53 самолёт-нарушитель был сбит.

Однако недостатки техники и отсутствие у зенитчиков достаточного опыта привели к трагедии. По показаниям радаров операторы не поняли сразу, что цель уничтожена, и приняли за продолжающего полёт нарушителя поднятые по тревоге советские истребители. В результате залпом ещё одного зенитного дивизиона был уничтожен самолёт старшего лейтенанта Сергея Сафронова, пилот погиб.

Lockheed U-2, идентичный сбитому
Lockheed U-2, идентичный сбитому. Фото: Public Domain

Тем временем жители деревни Косулино, готовившиеся к празднованию Первомая, обнаружили, что прямо к ним с небес опускается парашютист. В первый момент никто и не подумал, что лётчик может быть «не наш» — откуда в Свердловской области шпионы?

Но, когда после посадки тот вдруг пробормотал фразу на непонятном языке, местные жители насторожились. Лётчика доставили в контору местного совхоза, предварительно отобрав найденные у него пистолет и нож. Впрочем, неизвестный вёл себя мирно, не сопротивлялся и предпочитал молчать. В таком виде его и обнаружили прибывшие в Косулино военные, которые передали «трофей» дальше.

«Шабашник» из ЦРУ

«Трофеем» оказался уроженец штата Кентукки Фрэнсис Гэри Пауэрс. Выходец из рабочей семьи, Фрэнсис после колледжа подался в армию, где после окончания школы ВВС готовился к участию в Корейской войне. Однако на фронт Пауэрс не попал по причине аппендицита, после чего вместо Кореи служил на различных базах ВВС США.

Фрэнсис Гэри Пауэрс в специальной экипировке для длительных полётов в стратосфере
Фрэнсис Гэри Пауэрс в специальной экипировке для длительных полётов в стратосфере. Фото: РИА Новости / Чернов

Однажды Фрэнсис, считавшийся опытным пилотом, попал в поле зрения сотрудников ЦРУ, отвечавших за программу разведывательных полётов над территорией СССР.

Вербовка проходила примерно по такой схеме:

– А что, Фрэнсис, сколько получаешь-то?

– 700 долларов в месяц.

– А хочешь 2500 долларов в месяц получать?

– А кто ж не хочет!

Так Фрэнсис Пауэрс оказался в авиационном подразделении «10–10», в составе которого и летал несколько лет с разведывательными миссиями, пока карьеру его не прервала зенитная ракета.

Лётчику страшно повезло, ибо зенитчикам удался ювелирный выстрел. Ракета взорвалась не от попадания в носовую часть самолёта, а сдетонировала в 20 метрах позади. В результате задняя часть самолёта была разрушена, а кабина уцелела.

Фрэнсис Пауэрс не был «агентом 007», потому не стал активировать устройство, которое должно было взорвать подбитый самолёт, ликвидируя следы его шпионской деятельности. Оказавшись на земле, пилот не стал ни палить в местных жителей из пистолета, ни пытаться подкупить их при помощи советских денег, которыми его предусмотрительно снабдили. Больше того, при обыске он выдал отравленную иглу, которая была спрятана в воротнике его лётного костюма. Игла с ядом кураре предназначалась для самоликвидации уже не самолёта, а самого пилота, дабы он не угодил в лапы КГБ. Но умирать лётчик не собирался.

Позор президента

Тем временем в США, убедившись, что самолёт пропал, озвучили «легенду» — самолёт НАСА, занимавшийся научными исследованиями, пропал на большой высоте над территорией Турции из-за технических проблем.

Советский лидер Никита Хрущёв обожал эффектные выступления. За несколько лет безнаказанных полётов U-2 над советской территорией у него накопилось достаточно яда, чтобы всласть поиздеваться над американцами.

И пока НАСА рассказывало о пропаже мирного исследовательского самолёта, 5 мая 1960 года Хрущёв заявил, что советские зенитчики первой же ракетой сбили американский самолёт-шпион.

Заявление Хрущёв сделал как бы между прочим, в конце своего выступления на сессии Верховного Совета СССР, посвящённого совсем другой теме. При этом Хрущёв не упомянул, что пилот остался жив и находится в руках советских спецслужб.

Читайте также: 5 великих изречений Никиты Хрущёва →

Президент Дуайт Эйзенхауэр ещё до инцидента 1 мая 1960 года спрашивал Аллена Даллеса: а что будем делать, если русские нас поймают с этими полётами. Даллес логично отвечал: ну пока же не поймали.

Когда же это произошло, Эйзенхауэр двумя ногами влез в ловушку, поставленную Хрущёвым. Президент США официально заявил, что самолёт выполнял научную, а не разведывательную миссию, а пилот просто заблудился. Мол, вот вы, коммунисты, со своей шпиономанией погубили невинного человека.

После этого для Хрущёва настало время триумфа. Миру явили обломки самолёта, шпионскую аппаратуру, снаряжение пилота и на десерт — самого Фрэнсиса Пауэрса, живого и невредимого. А сам Пауэрс на весь мир заявил — да, летал, мол, по заданию ЦРУ, шпионил, денежки зарабатывал.

Это был скандал. Эйзенхауэра, героя войны, уличили не только в шпионаже, но и во вранье, что для него, известного своей честностью, было куда позорнее.

Эйзенхауэр сорвался — приносить извинения СССР отказался, выдав вместо это что-то вроде «шпионили и будем шпионить, потому что от этого зависит безопасность США».

Хрущёв в долгу не остался, заявив — раз вы извиняться не хотите, то и говорить нам не о чем. Запланированная советско-американская встреча в верхах была сорвана.

Обломки сбитого самолёта U-2 Гэри Пауэрса, выставленные в Центральном музее Вооружённых сил в Москве
Обломки сбитого самолёта U-2 Гэри Пауэрса, выставленные в Центральном музее Вооружённых сил в Москве. Фото: wikipedia.org / Mikko Tapio Vartiainen

Сбитый шпион погиб, спасая детей

Фрэнсис Гэри Пауэрс в августе 1960 года Военной коллегией Верховного суда СССР на основании статьи Закона Союза ССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» был приговорён к 10 годам лишения свободы, из которых три он должен был провести в тюрьме.

После полутора лет во «Владимирском централе» его обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель).

Дома, вопреки опасениям Пауэрса, под суд его не отдали, хотя встретили довольно холодно. Многие патриоты, поднимающие по утрам звёздно-полосатый флаг на лужайках перед домом, полагали, что пилот должен был подорваться, застрелиться или отравиться, но никак не попадать в руки врага.

Пауэрс пережил и это, сменил несколько работ, пока не стал пилотом вертолёта в агентстве радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе. 1 августа 1977 вертолёт, пилотируемый Пауэрсом, потерпел катастрофу при возвращении со съёмок лесного пожара. Эксперты, расследовавшие аварию, установили, что у Пауэрса был шанс спастись, однако он принял решение увести падающий вертолёт от площадки, где играли дети.

О Пауэрсе вспомнили в начале XXI века, когда на его родственников обрушился целый поток посмертных медалей. В 2012 году его наградили третьей по значимости американской наградой — «Серебряной Звездой» — за то, что Пауэрс «стойко отверг все попытки получить жизненно важную информацию об обороне или быть эксплуатируемым в целях пропаганды».

Программа разведывательных полётов над территорией СССР была свёрнута, тем более что вскоре надобность в них значительно уменьшилась — наступило время спутников-шпионов.

А обломки самолёта Пауэрса любой желающий и сегодня может увидеть в Музее Вооружённых сил в Москве.

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах