Да и в классе на уроках дети при необходимости ходят, горячо спорят и не пишут в тетради. Качество образования при этом не только не страдает, а неуклонно растёт. Мы побывали в школе № 2030, чтобы понять, как такое происходит.
Ватная планета
Выбор пал на уроки астрономии у детей разного возраста. Образовательными стандартами астрономия предусмотрена и как отдельный предмет, и как элемент других школьных дисциплин.
Заглядываем в 4-й класс на урок окружающего мира и удачно попадаем на завершение проектной работы «Будущее межпланетных путешествий». Этому шумному занятию предшествовала длительная подготовка. Ученики с учителем и самостоятельно изучали тему «Планеты Солнечной системы». Изучили немало: в Московском планетарии четвероклассникам теперь подходит экскурсия, ориентированная на 7-й класс.
На уроке дети работают группами. В центре внимания модели планет, выполненные на уроках технологии. Дотрагиваешься до миниатюрного Юпитера - а палец... утопает.
«Юпитер - газовая планета, и я сделала модель из ваты, - выдаёт секрет ученица 4-го класса Владислава Декалина. - На изготовление ушло примерно пять дней. А до этого я должна была изучить атмосферу планеты, диаметр и массу. Несмотря на то что она газовая, является самой тяжёлой в Солнечной системе, поэтому и в нашем классе это самая тяжёлая модель. Ещё она открывается, чтобы все увидели ядро».
Начав создавать модели, дети увлеклись и вдобавок решили придумать космические корабли, стартующие с Земли. Снова нужны знания: какая техника подойдёт для высадки на Уран, а какая - на Меркурий?
Мотивация вселенского масштаба
Школа № 2030 - пример того, как рационально использовать каждый метр школьного здания. В рекреации с помощью Фонда технологической поддержки образования установили куполообразную деревянную конструкцию. Это планетарий, где 25 учеников сидя и лёжа изучают Вселенную и смотрят научно-популярные фильмы в формате 360 градусов. Среда мотивирующая, поэтому объясним высокий спрос у учителей на проведение здесь уроков.
«Всё очень наглядно и интересно, - подтверждает учитель химии Валерий Безверхий. - Когда мы проводим урок, дети удобно располагаются, сознание отдыхает, раскрывается, информация воспринимается лучше».
Планетарий - отечественная разработка. В утеплённом виде его можно устанавливать на улице.
Так как в начальной и средней школе для учеников продуктивнее практическая деятельность, к изучению законов Вселенной они приобщаются через проекты и исследования. Рядом с планетарием, тоже не в классе, но в урочное время, подростки работают над проектом «Роботы на планетах Солнечной системы». Восьмиклассники на деле понимают важность изучения основ конструирования и программирования.
Таинственная педагогика
Пятиклассники собрались в лаборатории, название которой им трудно выговорить: в конвергентной лаборатории. Вокруг десятки наборов для проведения астрономических опытов и наблюдений. Однако не телескоп, квадрант и другие астрономические инструменты завораживают детей, а увлечённый преподаватель, с которым они за урок «пролетели» всю Солнечную систему. Какой ребёнок останется равнодушным после фразы: «Это будет для вас тайной, которую мы разгадаем!» Взрослый в этом «полёте» отталкивается от вопросов школьников, поэтому уроки у детей одного и того же возраста не похожи один на другой.
На старшей ступени появляется необходимость иногда осесть в классе, послушать лекции и в тишине поломать голову над задачами. И всё-таки даже в 11-м классе на уроке «Астрономия в физике» эффектный взрыв красного гиганта и рождение после этого белого карлика выпускники наблюдают не на картинке в учебнике, а на экране интерактивной доски, где после просмотра видео тут же появляется таблица с заданием.
«Всё, что вы видите, стало возможно благодаря оборудованию, поставляемому в школу в рамках городских образовательных проектов, - говорит директор Наталья Рябкова. - Изучение астрономии вышло на совершенно новый уровень, учиться увлекательно».