В преддверии Дня знаний в издательском доме «Аргументы и Факты» прошёл круглый стол, посвящённый теме высшего образования в России для маломобильных граждан, а также технологии их интеграции в трудовую деятельность и культуру.
Представители Российского государственного социального университета (РГСУ), общественных организаций инвалидов, руководство «АиФ» и журналисты, а также волонтёры собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с активным вовлечением в социум людей с ограниченными возможностями по здоровью. Речь шла в первую очередь об образовании и трудоустройстве граждан, требующих особого внимания со стороны общества и государства. Термин «инклюзивное образование» сегодня уже прочно вошёл в обиход современного человека. Такой тип педагогики стал тем самым соломоновым решением при обучении людей с инвалидностью: детей и взрослых.
«У „Аргументов и Фактов“ в этом направлении сложились тесные партнёрские отношения с Российским государственным социальным университетом, который является базовым вузом в стране по инклюзивному образованию. РГСУ обладает массой полезных разработок в этой сфере. А мы, конечно же, всегда сотрудничаем со всеми заинтересованными, неравнодушными людьми, которые занимаются вопросами инклюзивной политики и инклюзивной культуры. Именно поэтому мы взяли на себя смелость в предпраздничный день собрать круглый стол и осветить для наших читателей те шаги, которые делаются сейчас в рамках данной проблематики», — сказал генеральный директор ИД «АиФ» Руслан Новиков.
Профессиональное мастерство
В соответствии с Федеральной целевой программой «Доступная среда», в 2016 году РГСУ стал соорганизатором чемпионатов по профессиональному мастерству «Абилимпикс». Университет является исполнителем государственного контракта по формированию методологии и организации мероприятий, связанных с проведением национального чемпионата «Абилимпикс». Это конкурс для людей с инвалидностью. Он ориентирован на школьников, студентов и тех, кто уже начал работать. Цель соревнования — это включить как можно большее количество людей с инвалидностью во все сферы жизни общества.
Грамотный системный подход движения «Абилимпикс» при поддержке федеральных органов власти, министерств, всероссийских и региональных общественных организаций позволяет людям с ограниченными возможностями получить достойную профессию и зарплату, пройти качественное обучение — всё, чтобы создать наиболее комфортные условия для их жизни в обществе.
Необходимо, чтобы образовательные программы, начиная со школьной скамьи, были ориентированы на получение знаний, которые впоследствии будут использованы для большей социализации и полноценного обустройства человека в обществе. «Сегодня, на пороге первого сентября, мы с вами здесь, в „Аргументах и Фактах“, можем обсудить и наметить то, что ещё полезного мы можем сделать, чтобы привлечь внимание к этой теме и наладить полноценное общение между людьми с инвалидностью и обществом», — заявила ректор РГСУ Наталья Починок.
Помощь извне
Государство уделяет большое внимание вопросам доступного образования для людей с особенностями: нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психическими отклонениями. Выделяются федеральные средства на строительство специализированных школ. Только в этом году в 57 субъектах РФ появятся такие учебные заведения. Будут новые школы, потребуется больше педагогов.
«Сегодня много ещё чего нужно сделать, в частности, обратить внимание на подготовку педагогов, которые владеют методиками преподавания для людей с инвалидностью, особенно для студентов и школьников с нарушением зрения», — эту проблему озвучила член рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при президенте РФ, международный эксперт по доступной среде, вице-президент Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество слепых» Лидия Абрамова.
«Тот пандус, которого нам сегодня остро не хватает, — это пандус, соединяющий общество в целом и СМИ, которые поднимают тему инвалидов. Только тогда очень многие процессы пойдут быстрее», — отметила директор Парадельфийского комитета России Наталья Крель. Она также акцентировала внимание на том, что необходимо освещать, а не замалчивать и не скрывать проблемы и достижения людей с ограниченными возможностями. Кроме того, Наталья Крель подчеркнула, насколько важно высшее образование для людей с ограниченными возможностями, которые при правильном подходе в выборе программы обучения, специальности в последующем трудоустройстве принесут стране много пользы ещё и как активные налогоплательщики. И если сегодняшние вузы будут активно интегрировать людей с инвалидностью в свои программы, то в будущем мы будем иметь не только специалистов в какой-то одной области, но и людей, обладающих необходимым опытом для оказания помощи гражданам с такими же проблемами.
«„Доступная среда“ — этой программе уже 7 лет. Однако она работает только в РГСУ, хотелось, чтобы и другие вузы начали активно участвовать в ней. К сожалению, в вузах пока нет программ, адаптированных под работу с маломобильными гражданами. Опыт РГСУ надо перенимать всем учебным заведениям. Есть пример, к которому надо стремиться», — отметил заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов Олег Рысев. Он обратил внимание участников круглого стола на то обстоятельство, что кроме образовательных практик отдельного внимания требует создание комфортных условий для пребывания студентов-инвалидов в учебных заведениях.
У каждой категории людей с особенностями развития есть свои проблемы и нюансы, которые нельзя рассматривать в общем, не конкретизируя эти особенности. В частности, говоря о проблемах высшего образования для людей с инвалидностью, начальник отдела социальных программ и проектов Управления социальной политики и реабилитации Аппарата ОООИ «Всероссийское общество глухих» Максим Ларионов отметил: «В вузах мало лиц, ответственных за работу с инвалидами, мало переводчиков. Только сейчас, например, ожидается выход приказа Министерства образования, регламентирующего предоставление услуг переводчиков в системе высшего образования. А также рассматривается вопрос об их обучении и переподготовке».
«Должна меняться политика СМИ в подходах к освещению темы инвалидов. О проблемах маломобильных граждан надо говорить больше и подробнее, возможно, привлекая для освещения этих тем непосредственно самих людей с ограниченными возможностями по здоровью», — сказал руководитель Региональной общественной организации «Клуб психиатров» Аркадий Шмилович.
ИД «АиФ» уже 11 лет является учредителем благотворительного фонда «Доброе сердце», деятельность которого нацелена на спасение здоровья, а иногда и жизней больных детей. Более полугода издательский дом участвует в разработке масштабного интернет-проекта для людей с ограниченными возможностями. И уже два года сотрудничает с РГСУ по разным направлениям, связанным с образованием в области связей с общественностью и журналистики, в том числе инклюзивной журналистики. Генеральный директор ИД «АиФ» Руслан Новиков и ректор РГСУ Наталья Починок подписали Соглашение об информационном и стратегическом взаимодействии. В «АиФ» продолжат проходить практику студенты РГСУ. Издательский дом и впредь будет активно участвовать в мероприятиях в рамках конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс», причём не только в качестве жюри или экспертов, но и с целью подбора сотрудников в качестве работодателя. Кроме всего прочего, запланирована совместная работа по ряду новых проектов, которые будут реализованы в рамках интернет-пространства. Это начало большой, интересной и важной работы. Хочется верить, что совместный проект народной газеты «Аргументы и Факты» и действительно социального ВУЗа РГСУ станет движением, к которому примкнут другие, и равнодушных людей будет меньше, а люди с ограниченными возможностями будут себя чувствовать равноправными членами общества.