Этот год для отечественных образования и науки, наверное, один из самых тяжёлых. Вдруг наверх вылезли самые страшные их язвы: липовые диссертации, академики, не делающие открытий. Наконец этот процесс дошёл до логического конца или начала - до школы. Судя по скандалам с ЕГЭ, и в ближайшем будущем научных открытий нам ждать не стоит. Их просто некому будет делать. Кто «заказал» российскую школу? Как можно усовершенствовать экзамен, раз от него нельзя отказаться совсем? Об этом - корреспонденты и эксперты «АиФ».
Родители, призывающие своих отпрысков быть честными, в недоумении. Это что ж получается: они втолковывают своим детям, что надо прилежно учиться, вкалывать, чтобы «не быть дворником», а в жизни намного эффективнее иметь нужные связи и уметь приспособиться - например, получить ответы на все задания за сутки до экзамена нечестным путём?
А то, что ответы эти не имел в этом году только ленивый, - факт, признанный самими чиновниками Минобрнауки. Покупали задания оптом. В Москве выпускники скидывались по 2 тыс., в Мособласти - по 1 тыс. Что в такой ситуации делать честному ребёнку, который учился все десять лет? И нет никакой гарантии, что при поступлении его не обойдёт последний двоечник-одноклассник. Однако Рособрнадзор утверждает, что на результаты ЕГЭ глобальная «протечка» не повлияла. Например, по русскому языку средний балл по России вырос только на 2, доля детей с баллами 61-80 - на 4%, высокобалльников - на 3%, а в кавказских республиках, Калмыкии, Ставрополье успеваемость в разы снизилась и стала меньше, чем везде по России. В Липецкой обл., к которой всегда было много претензий, число высокобалльников снизилось в 11 раз - их всего 2. В чём причина? Руководители на местах смекнули, что 100 баллов - это перебор, таких учеников перепроверят и найдут крайних. Потому подход хитрее - снизить «потолок» (80-90 баллов), но не опустить «пол» (не ниже 60). Списывать, но не попадаться.
«Дело в том, что списывали всегда, - считает Тамара Эйдельман, заслуженный учитель РФ, завкафедрой истории московской гимназии № 1567. - Огромная часть детей проходит на экзамен с мобильными телефонами, выходит по нескольку раз в туалет, детям помогают учителя... Это было и в прошлом, и в позапрошлом году. Но не было такого шума в СМИ».
Кому же выгодно было раздуть скандал именно в этом году? Рассмотрим интересантов.
1. Противники министра Д. Ливанова
«Нельзя исключить, что это ещё одна большая атака на министерство со стороны противников проводимых им реформ», - считает Кирилл Митрофанов, руководитель Центра оценки качества образования ФИРО. Ведь это он копается в фальшивых диссертациях, и ему мстят.
2. Ректоры
Безусловно. Они традиционно выступают против ЕГЭ. Мол, не могут набрать по-настоящему талантливых детей. Но это аргумент для тех, кто ни разу не видел заданий ЕГЭ, скажем, по той же математике. Там в части С, без которой поступить в профильные вузы невозможно, дают задачи уровня вузовского мехмата, которые и не каждый школьный учитель может решить. Плюс для выявления гениев существуют олимпиады. Истинная причина в другом - с введением ЕГЭ рухнула кормушка, когда в вузы принимали по деканским и прочим спискам, зарабатывали на подготовительных курсах и т. д. Вот и пытаются каждый раз напомнить обществу, сколь порочна эта система - ЕГЭ.
3. Элита
Власти и деньги предержащие тоже предпочитают по старинке - пропихивать своих деток по блату. Да, скажут многие, и ЕГЭ они могут купить. Но это сложнее, дороже, опаснее, потому что вовлекается целая цепочка людей. Раньше достаточно было найти подходы к вузовскому начальству, одному-двум приплатить, кому-то пообещать покровительство - и чадо пристроено.
4. Обычные родители и дети
Их достало всеобщее враньё. Выкладывание в Интернет - это и есть уравнивание всех в правах. Раз отпрыски блатных родителей могут списывать, так пусть это сделают все. И пусть победит шустрейший...
«Проблемы с ЕГЭ в нашей стране серьёзные, - считает Ирина Абанкина, директор Института развития образования ВШЭ. - Экзамен был организован местными властями из рук вон плохо. Не сработал общественный контроль, мало проку было в телефоне доверия Общественной палаты. Столько лет идёт ЕГЭ, а мы до сих пор не можем обеспечить равенство условий сдачи экзамена! Дети и родители включились в какое-то странное соревнование «я обманул и не пойман». Но если мы не можем доверять друг другу, не можем поверить в школьные экзамены, то как мы можем верить в честные выборы, в честность тех, кто получает водительские удостоверения? Это серьёзная болезнь общества. И её надо лечить».
А как у них?
Великобритания. Выпускные экзамены проходят в виде тестов или эссе по 2-3 предметам - тем, которые нужны конкретному вузу. 8 лет назад ученикам дали право пересдавать их до тех пор, пока они не будут довольны итогом (до этого было, как у нас, - одна пересдача). Проведение экзамена контролируют 5 независимых экспертных органов. Заявление о желании обучаться в вузе ученик рассылает за год до выпуска. Для зачисления нужны итоговые баллы по трём профильным предметам. Но, чтобы выбрать лучших, вуз может установить испытание даже по предмету, которого нет в школьной программе.
Бразилия. С 1997 г. в этой стране проводят единый экзамен: тест, который проводят раз в год без права пересдачи (ежегодно организуется конкурс среди государственных и частных организаций на разработку материалов теста). Выпускник получает аттестат с оценкой по двухсотбалльной шкале по программе средней школы (т. е. в общем по всем предметам). Но этот тест лишь подводит итоги школьного обучения и практически не важен при поступлении в вуз. Приёмные комиссии учитывают их лишь при предварительном этапе приёма заявлений. Основной вступительный экзамен проводит вуз.
США. Школьник ещё за несколько месяцев до окончания школы отправляет в выбранный вуз своё «портфолио»: сведения о наградах, участии в общественной жизни, о хобби и т. п. Школьный аттестат редко принимают во внимание. Зато ещё во время обучения в школе можно пробовать сдавать национальный стандартизированный экзамен (сколько угодно раз): платный, проводится 7 раз в год. Экзамены двух уровней сложности: «простой», когда сдаются английский и математика, и «сложный» - английский, математика, чтение, естествознание. Его результаты отправляются напрямую в выбранный учеником вуз.
Швеция. Выпускник шведской школы по её окончании получает свидетельство об успеваемости с оценками по всем предметам – их в первую очередь и учитывают при поступлении. Кроме этого, можно сдать платный общенациональный тест - так называемый «тест способностей», который оценивает знания в общем. Его результаты действительны 5 лет. Его можно пересдавать без ограничений. Создан специальный госсайт с информацией о том, как учились выпускники текущего года. Этого теста для поступления недостаточно, вузы проводят и свои экзамены - в виде тестов, собеседований.
Япония. Для получения аттестата ученики сдают зачёты по общешкольным дисциплинам. Но для поступления в вуз нужно пройти независимое тестирование. Его проводят на базе госорганизации, созданной 20 лет назад, когда признали неэффективность школьных итоговых экзаменов. Кстати, многие вузы при приёме студентов и эти тесты не учитывают, опираясь только на вступительные экзамены. Их должны пройти все выпускники. Содержание этого тестирования учебное заведение определяет само. Но и это не всё: нужно пройти итоговое собеседование, где с абитуриентом обсуждается его вступительная работа.
Суть скандала | Как можно было не допустить |
---|---|
Ученики, сдавшие экзамен на Дальнем Востоке, выложили в Интернет фото листов с вопросами. | ✔ Готовить индивидуальные задания для разных часовых поясов. ✔ Ввести огромные штрафы за распространение информации школьниками (сейчас штраф – до 5 тыс. руб.). |
За несколько дней до экзаменов в Сети появились материалы по этим предметам - данные «воровали» те, кто готовил тесты. | ✔ По словам специалистов, возможно отследить, откуда была утечка (от преподавателей, готовивших ЕГЭ, или из типографии). За такой «слив» следует ввести реальное наказание, вплоть до уголовной ответственности. ✔ Перевести экзамен в электронный вид с зашифровкой, а код выдавать непосредственно перед экзаменом. Задача государства - защитить эту информацию от хакерского взлома. |
В удалённых населённых пунктах конверты вскрывались до экзамена, задания передавались в школы на простых дисках и распечатывались на обычных принтерах. | ✔ Отказаться от пересылки бланков, незащищённых дисков заранее в труднодоступные регионы, а собирать детей из таких посёлков в крупные населённые пункты. Это спорный момент, его можно обсуждать в каждом отдельном случае. |
Ученики, получив липовые больничные, сдавали ЕГЭ досрочно на 100 баллов. | ✔ Отводов от ЕГЭ быть вообще не должно. Они потеряют актуальность, если разрешить сдавать экзамен несколько раз. ✔ Создать спеццентры по сдаче ЕГЭ, в которых можно будет сдавать некоторые экзамены ещё до окончания школы. К примеру, географию, основная программа которой заканчивается в 10-м классе, можно сдать и раньше. Центры, недобросовестно выставляющие оценки, лишать лицензии. |
Ученики беспрепятственно пользовались мобильными телефонами с доступом в Интернет. | ✔ Во многих школах только на втором, третьем экзамене поставили «глушилки». Оказалось, это не так дорого, но эффективно. |
! Все эти недочёты были предсказуемы - всё-таки эксперименты с введением ЕГЭ в РФ начались уже более 10 лет назад. Но за годы проведения Единого экзамена организаторы практически не модернизируют систему его проведения. |
|
Ситуацию специально для «АиФ» детально разобрали Алексей Воронцов, гендиректор Открытого института «Развивающее образование», и Евгений Барановский, главный редактор портала «Завуч.Инфо» |
Читайте также
-
Минобр начинает и проигрывает. Остановить махинации на ЕГЭ снова не удалось
-
Первые итоги ЕГЭ-2013. В ситуацию придется вмешаться президенту