Евангелие говорит, что воскресший Иисус, явившись ученикам, был с ними ещё сорок дней, а потом вознёсся, оставив их быть Церковью – собранием верующих в Него людей.
Нам никогда не понять, что это значило для апостолов и учеников Христа, ведь Он не оставил им ничего, что у нас обычно ассоциируется с религией – ни учебника с правильными вероучительными параграфами, ни жёстко устроенной иерархии начальства, ни непререкаемых авторитетов среди учеников, ни описания обрядов, ни даже текстов молитвословий. Иисус не оставил ученикам ничего из того, на что можно променять веру, свободу и ответственность, ибо именно в вере, свободе и ответственности христиане должны были созидать Церковь.
Читайте также: | |
---|---|
Пасха Христова в вопросах и ответах |
Попробую пояснить. Уже многие столетия первые недели после Пасхи – период свадеб. Это очень символично. Создать семейный союз, вступить в совместную жизнь – в чём-то то же, что и создать Церковь. И жених, и невеста до свадьбы принадлежат своим семьям со своими отношениями, традициями, правилами, иерархией и обязанностями. И всё это важно, ибо составляет ткань жизни каждого из них. Но создаваемая вновь семья не может быть механическим переплетением старых тканей, она может быть только самой по себе. Тот опыт, что каждый имел до свадьбы, важен и необходим, но он дан лишь в помощь, он не может стать матрицей или лекалами. Связи и отношения с родными не должны пропасть, но и не могут теперь полностью определять жизнь. Молодожёны имеют одну главную задачу – создать свою семью, именно свою собственную, ту самую, которую они будут созидать своими силами и за которую они будут нести ответственность. И тут трудно переоценить важность, вернее даже, необходимость свободы и творчества, без которых ничего и никогда не станет своим и родным.
Конечно, ни перед кем из нас не стоит такая задача, как перед апостолами – создать Церковь. Сегодня, обретая веру, новообращённые христиане вступают в церковную жизнь, как в большую семью с глубокой историей, принимая с доверием всё, что уже сложилось, что уже сказано и построено и определено. Большей частью православные христиане – как дети, еле вставшие на ноги и познающие окружающий мир под присмотром и по предписаниям старших.
И всё же именно в эти пасхальные дни наиболее ярко и сильно звучит тема личной свободы и личной ответственности христиан за Церковь. Невозможно быть всё время детьми, невозможно годами изучать азбуку, невозможно быть в слепом детском послушании. Невозможно и не нужно быть вечными школьниками и хранителями древностей. Знание о чём-то – это одно; опыт, соотнесённый со знанием, – это другое; ответственная взрослая жизнь в свободе с учётом и знания, и опыта – это третье. И именно к третьему Христос призывает своих учеников.
В Русской церкви выросло уже целое поколение христиан. Один из главных вопросов этих пасхальных радостных дней – в чём же ответственность их перед Церковью и за Церковь? В том, чтобы соблюдать предписания? Или знать вероучительные формулы? Или повторять написанные кем-то и когда-то молитвы? Может быть, и так. Но в чём тогда проявлять свободу и творчество? Что можно и нужно сделать, чтобы Церковь не только назвать, но и сделать своей?
Юрий Белановский, Руководитель добровольческого движения «Даниловцы» |