Скальпель хирурга
«АиФ»: - Андрей Сергеевич, вы как-то признались, что любите нашу страну, но она вам не нравится. Как такое может быть?
Досье | |
---|---|
Андрей Кончаловский родился в Москве в 1937 г. Режиссёр, сценарист, публицист. Сын Сергея Михалкова, брат Никиты Михалкова. Режиссёр фильмов «Сибириада», «Курочка Ряба», «Глянец» и др. |
А.К.: - Больше всего мне не нравится, что в России снег может идти и в мае, и в сентябре. А вообще я на эту тему не хочу говорить, так же как не хочу говорить о том, что я люблю моих родственников, но бывает, что мне что-то в них не нравится. Любишь не за то, что хороший, а за то, что он твой. С этим ничего нельзя поделать.
«АиФ»: - Вы очень симпатизируете сингапурскому лидеру Ли Куан Ю и даже высказывались о том, что нам нужен такой же жёсткий правитель.
А.К.: - Сингапур выгодно отличается от России тем, что там большинством населения являются китайцы. А это другая психология. К тому же страна очень маленькая. Что касается Ли Куан Ю, то да, он был очень жёстким, но в то же время у него не было выборного правосудия. Он даже своих родственников посадил в тюрьму за коррупцию.
Абсолютное равенство всех перед законом отличает правление Ли Куан Ю от того, что происходит сегодня в России. Если Сердюков до сих пор ходит в свидетелях, о чём можно говорить? Но, я думаю, сегодняшние меры предпринимаются не для того, чтобы пустить пыль в глаза. Правительство пытается остановить космическое нарастание коррупции и воровства. Однако, пока будет сохраняться ситуация, при которой отдельные персоны нарушают закон и остаются абсолютно неприкасаемыми, а остальные отвечают по всей строгости закона, всё будет бесполезно. Ли Куан Ю подобного не потерпел бы.
«АиФ»: - Но его жестокие методы подошли бы нашему государству?
А.К.: - Мы пока ещё не коснулись дна. Вот когда мы его коснёмся, тогда всё будет зависеть от того, кто будет в это время руководить страной. То, что этот человек вынужден будет применять крайне жёсткие меры, я не сомневаюсь. Но жестокость должна быть обоснована. Нож может быть и скальпелем хирурга, и финкой в руках бандита. Просто жестокость или жёсткость - это страшно и смешно одновременно. Она должна быть направлена на болевые точки, их причинно-следственные связи.
«АиФ»: - В своё время и Пётр I, и Ли Куан Ю боролись с нарушителями законов телесными наказаниями, в Сингапуре нещадно лупили коррупционеров. Может, нам тоже имеет смысл вернуться в прошлое, чтобы исправить настоящее?
А.К.: - Лупили не только коррупционеров. Ли Куан Ю ввёл в Сингапуре телесные наказания для многих нарушителей закона. Например, наказывали за рисунки-граффити на стенах, за брошенную на улице сигарету требовали штраф 200 долларов. Я считаю, что телесные наказания гораздо более эффективны, чем отсидка в тюрьме, откуда потом люди выходят инвалидами - и физическими, и духовными. Человека можно сделать животным за 6 часов. И если наука прогрессирует, то этика нет. Поэтому в любой момент достижения в области духовного развития и этики могут вернуться в абсолютно варварское состояние. Из-за этого пали великие цивилизации. Мы тоже сейчас медленно движемся в этом направлении.
Если вы сегодня проведёте национальный референдум с вопросом, что предпочитают люди - три года отсидеть в тюрьме или получить 25 палок, полагаю, большинство предпочтут телесные наказания. Кстати, в Англии телесные наказания закончились в 1986 году - в школах перестали пороть. Это в XX веке! Между прочим, министр образования Англии не так давно предложил снова вернуть эту практику. Хотя я не считаю, что это эффективно. Вопрос тут опять не как наказывать, а кого и за что.
Куда пойдём?
«АиФ»: - Но та же Европа будет нещадно нападать на нас, если мы введём хотя бы порки проворовавшихся… Вообще, как вам кажется, может, не стоит нам так часто оглядываться на мнение Запада, а идти по своему пути?
А.К.: - Что касается своего пути у России, то я не понимаю, что это такое. Мы должны определиться, к какой культуре мы принадлежим. В течение 800 лет русской истории, начиная с Александра Невского, была выстроена парадигма, что Запад - наш враг. В течение 300 лет русские князья бегали в Орду и вообще служили интересам монголо-татарских завоевателей. В течение 800 лет Русь и Московское княжество выбирали в союзники не Запад, а Восток. Мы до сих пор, несмотря на дипломатические улыбки, тайно считаем Запад своим врагом и в то же время изо всех сил хотим казаться европейцами. Пётр I жёсткими методами развернул Россию в ту сторону, откуда русские и пришли, - в сторону Европы. Поэтому надо наконец выбрать. Если идти на Восток - придётся отказаться от православия, принять мусульманство, и всё будет в порядке. Но, если мы христиане, мы должны стать европейцами. Своего пути быть не может, свой путь ведёт к катастрофе.
«АиФ»: - Но есть теория, согласно которой Китай в будущем обязательно завоюет весь мир, а Европа вообще перестанет существовать в том виде, в котором мы её знаем…
А.К.: - Жизнь слишком коротка, чтобы думать о таком отдалённом будущем.
«АиФ»: - Кстати, очень большое количество, как вы говорите, населения не против того, чтобы отменить мораторий на смертную казнь.
А.К.: - Смертная казнь - смотря за что. Это очень важно. В Китае установлена смертная казнь за хищения и экономические преступления в особо крупных размерах, за использование государственных должностей для личного обогащения. Но в Китае процент изнасилованных и убитых малолетних детей в 100 раз меньше, чем в России.
«АиФ»: - Вот для Березовского это оказалось наказанием…
А.К.: - Березовский - человек, который жил на создании комбинаций в политике, финансах и экономике. Вся его жизнь была комбинацией. В Англии он оказался не у дел. Березовскому нужна была политическая активность. Он готов был ради этого вернуться в Россию. Думаю, он был отважный человек, он, может быть, хотел быть даже ненавидимым. А его просто стали забывать. И это для него, наверное, было самое большое потрясение. Не исключаю, что он был готов даже посидеть немножко, оказаться на месте Ходорковского, чтобы на Западе говорили: «Березовский сидит». Но не случилось…