Речь, прежде всего, о социальном волонтёрстве и тех организациях, что, по сути, являются некоммерческими и благотворительными. Участвуя в дискуссиях, я понял, что слишком многие, как сторонники закона, так и его противники, не знакомы ни с основными принципами организации волонтёрского сообщества, ни с темой их финансирования, что порой делает их мнения некомпетентными. Постараюсь в меру моих сил хоть как-то заполнить этот пробел.
Что такое волонтёрское сообщество?
Порой обыватели судят о волонтёрстве по разовым делам или акциям, для которых они находят помощников из ближайшего окружения. Всё кажется просто. Затраты нулевые. Кинь кличь, обзвони друзей, напиши объявление в соцсетях, объясни ситуацию – и люди придут, принесут всё необходимое и прекрасно всё сделают. Одно слово, волонтёры – особый род бесплатной рабочей силы.
Именно так появились и будут появляться тысячи добровольческих группок и отрядиков, откликнувшихся на плохое состояние больницы, на скучающих детей, на брошенный всеми детский дом или на объявление о пропавшем человеке. Приехали, перекрыли крышу, помыли полы, поздравили детей, раздали подарки, расклеили объявления и уехали с чувством радости и выполненного долга.
Но мало кто понимает, что такое спонтанное волонтёрство, возникшее из доброго порыва, достаточно быстро сходит на нет. Если помощь, участие, работа требуются регулярно (несколько раз в месяц), то полгода, год – это достаточное время, чтобы близкий круг (родные, друзья, сослуживцы, одногруппники) был вовлечён не единожды в доброе дело и был почти весь выбран и даже выработан. За этот срок большинство откликнувшихся попробуют себя и насытятся, а то и устанут. Как правило, все, кто желал вкладывать личные средства, это сделают. Наступит время, когда и деньги, и волонтёров придётся искать на стороне.
Полгода, год – это и то время, когда подопечные привыкли к посещениям, привязались к волонтёрам. В назначенный день и час ждут гостей, ждут помощи. Разрыв отношений, прекращение встреч станет для них трагедией.
Если со стороны организаторов доброго дела есть желание продолжать работу и посещать больницу или детский дом регулярно (раз в неделю на протяжении нескольких лет), то именно тут и встаёт вопрос о профессионализации работы, о создании волонтёрского сообщества. Нужно обеспечить приток новых сил, нужно их обучить, встроить и в группу, и в сложившуюся традицию, нужно организовать труд волонтёров, дать им возможность самим проявить инициативу и творчество, нужна поддержка и психологическая помощь. А для этого нужны деньги.
Волонтёрское сообщество – это сложная слаженная работа сотрудников с волонтёрами. Чтобы конкретный волонтёр мог эффективно и регулярно работать в больнице, должна быть отработана вся цепочка, начиная от рекламы, продолжая созданием и поддержкой волонтёрских групп и заканчивая приходом волонтёров к детям.
Волонтёры и сотрудники
Стоит различать труд волонтёров и сотрудников. Волонтёр – тот, кто работает по зову сердца, делает то, что сам хочет, получает удовлетворение от своего труда. Работа волонтёра в большинстве случаев однозадачна. Доброволец, в конечном итоге, почти ни за что не отвечает и всегда где-то в глубине души это помнит и знает, что в любой момент может уйти. Да, безусловно, есть договорённости, есть понимание, что и как должен сделать волонтёр, есть его личное понимание своей ответственности. И всё же порой единственное, что можно требовать от добровольца, – это заблаговременное оповещение в случае прекращения участия.
Сотрудник, в свою очередь, делает или сугубо профессиональное дело (юрист, бухгалтер, врач, психолог), или то дело, что не может делать сегодня один человек, а завтра – другой. Обеспечение и поддержка волонтёрской деятельности – это регулярная, порой рутинная серьёзная работа, в том числе материально ответственная, не говоря уж об ответственности за здоровье и безопасность волонтёров и подопечных. Сотрудники – это и управление сообществом, и поиск и распределение денег, это офисная работа, это ведение сайта, это профессиональная помощь и поддержка добровольцев (психологи, тренеры).
Стабильность, регулярность и эффективность
Стабильность и регулярность в волонтёрстве достигаются только путём создания в сообществе волонтёрских групп или команд. Арифметика стабильности и регулярности проста. Чтоб еженедельно в больнице было 4 добровольца, нужна группа из 10–12 человек, а за год через группу может пройти от 30 до 50 волонтёров. Мой опыт говорит, что для решения этой задачи необходимы следующие рабочие позиции.
Прежде всего, работа с сайтом. Рейтинговые и посещаемые – только те сайты, где ежедневно (!) появляется новая уникальная информация, отражающая жизнь организации. Это новости от волонтёрских групп (и фото, и видео), отчёты о деятельности, о собранных и потраченных средствах, анонсы неформальных встреч или мероприятий по обучению и поддержке, информирование об интересных профильных событиях и т. д. Для этого не достаточно редактора сайта, это работа слаженной команды его помощников (корреспондент, фотограф и т. д.) и координатора волонтёрской группы.
Организация волонтёрского сообщества – это, прежде всего, создание среды общения и поддержки волонтёров. На практике – это собеседование с новичками и распределение по группам, ведение информационной базы, интернет- и смс-рассылки, мониторинг работы в группах через присутствие и через встречи с группами, распределение ресурсов по группам, творческие встречи, разработка мероприятий поддержки и обучения. По сути, это полная занятость и глубокое профессиональное понимание ситуации.
Руководство волонтёрской группой – это взаимодействие с учреждением, где идёт работа, распределение ролей в группе, адаптация новичков, разработка с волонтёрами каждой встречи, праздников и дней рождения, подготовка инвентаря и расходных материалов, организация преемственности опыта, неформальное общение с волонтёрами, составление отчётов, запрос о помощи к специалистам в случае проблем и многое другое.
Помощь и поддержка волонтёров осуществляются в виде учебных групповых и индивидуальных занятий. Это могут быть семинары, тренинги, консультации, встречи с известными и авторитетными людьми. Каждая встреча требует не только понимание запроса, но и серьёзной разработки. Всё это возможно только в тесном взаимодействии с координаторами групп. И опять же – это отчёты и фото и видео, ибо сайт должен отражать и эту профессиональную сторону сообщества.
Сколько стоит волонтёрство?
Открою большую тайну: до 80 % денег могут уходить отнюдь не на памперсы, фломастеры, проезд или конфеты, а на внутреннюю организацию по работе с волонтёрами. Мы как-то посчитали, что у московских добровольческих организаций встреча одного волонтёра и одного ребёнка обходится от 100 до 600 рублей, в зависимости от устройства организации и от того, что и как делают волонтёры, труд которых, естественно, не оплачивается. Где-то это деньги самих волонтёров, где-то – спонсоров, но в любом случае откуда-то эти средства должны появиться.
Если в организации 200 и более активных волонтёров (при общей базе в 500 и выше), которые обеспечивают еженедельную работу с детьми в 10 больницах или детских домах в течение года, то скромный бюджет этой организации может превысить несколько миллионов. Судите сами. Если в сообществе 10 волонтёрских групп и их координаторы будут получать хотя бы по 5 тысяч в месяц, если за указанные выше организационные позиции будут отвечать хотя бы 5 сотрудников на полной ставке с зарплатой по 25 тысяч в месяц, если сюда прибавить материалы для работы с детьми, скромные подарки на праздники, связь, офис, транспорт, то мы получим сумму более 2,5 миллионов в год.
Но не забывайте о налогах! Если пожертвованные в благотворительную организацию деньги идут на оплату труда сотрудников, то в конечном итоге уплачивается государству 43 % налогов, то есть около трети от пожертвованной суммы. С чистой зарплаты в 25 тысяч уплачивается около 12 тысяч налогов. Таким образом, 2,5 миллиона превращаются минимум в 3,5, а то и в 4 миллиона ежегодного бюджета.
О партнёрстве
Закончить мне хотелось бы простой, но для многих отнюдь не очевидной мыслью. Доброделание, труд волонтёров – это результат взаимодополняющих отношений со стороны волонтёров, волонтёрских организаций и благотворителей (спонсоров). Каждая из этих сторон вкладывает что-то своё, без чего невозможно регулярное и стабильное доброделание. Если спонсор (грантодатель) думает, что его деньги являются определяющими и другие участники лишь отрабатывают вложенные им средства, что он как бы нанимает их, то спонсор ошибается. В конечно итоге, и деньги, и усилия сотрудников, и труд волонтёров – всё идёт на благо подопечных, и максимальный результат может быть достигнут, если стороны равноправны и составляют партнёрство.
Юрий Белановский, Руководитель добровольческого движения «Даниловцы» |